Президент России Владимир Путин утвердил новую стратегию государственной национальной политики до 2036 года. Всего в стратегии шесть разделов и 61 пункт. Документ опубликован вместе с соответствующим указом президента.
Как обратили внимание в том числе националистически настроенные комментаторы, документ уделяет внимание укреплению роли «государствообразующего» русского народа. В частности установлено, что число мероприятий, посвящённых пропаганде русской культуры и традиций, не должно быть меньшим, чем 50% от всех подобных мероприятий. Отдельно в концепции говорится о необходимости продвижения русского языка и культуры за рубежом, а также о борьбе с «русофобией» — как и ксенофобией и неонацизмом.
Как отмечает «Новая газета Европа», в документе также упомянуты целевые показатели. В частности, к 2036 году 95% россиян должны начать проявлять «гражданское самосознание». Чиновникам предписано показать, что доля граждан, положительно оценивающих межнациональные отношения, достигла 85%. Тех, кто допускает «возникновение серьёзных конфликтов на национальной почве», должно стать не более 15%. На оккупированных территориях Украины жители, согласно концепции, должны принимать участие «во всероссийских мероприятиях», охват которых должен составить на этих территориях не менее 2,5 миллионов человек.
Владимир Путин также поручил правительству формировать у жителей иностранных государств отношение к России как к «демократическому федеративному правовому государству, гарантирующему равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
Конституция России действительно предусматривает, что она является таким государством. В особенности в последнее время, однако, было принято множество законодательных и нормативных актов, ограничивающих права целых категорий лиц — по признакам в том числе сексуальной ориентации, политических и религиозных взглядов, принадлежности к числу так называемых «иноагентов» или участия в работе организаций, признанных властями нежелательными и экстремистскими.




