Россияне начали переключаться с ресторанов на фастфуд

Несмотря на отчеты Росстата о росте реальных доходов граждан, по всей стране фиксируется падение посещаемости ресторанов и кафе и переориентирование людей на фастфуд и заказ готовой еды из продуктовых магазинов, пишет «Коммерсант» со ссылкой на подсчеты аналитиков. По оценке «Чек Индекса», в целом по стране в январе–октябре 2025 года количество заказов в заведениях фастфуда выросло на 7% при сокращении числа чеков в ресторанах и барах на 1%. Также россияне в среднем на 1% чаще стали делать заказы в кафе и столовых вместо ресторанов.

Более заметна эта тенденция в Москве. По подсчетам Focus Technologies, объем заказов в классических ресторанах и кафе столицы за 10 месяцев упал на 5% год к году, а их выручка выросла на 9% (по причине увеличения среднего чека на 16%). В сегменте фастфуда и недорогих точек общепита посещаемость повысилась на 3% при росте среднего чека на 12% и выручки — на 16%, выяснили аналитики. «Чек Индекс» отмечает, что трафик ресторанов и баров Москвы снизился за указанный период на 3%, кафе и столовых — на 1%, а фастфуд, напротив, стали посещать на 4% чаще.

Рост количества заказов в фастфуд-сетях подтвердили в «Бургер Кинг», «Теремке» и «Вкусно — и точка». В последнем отметили, что сдерживать рост цен в заведениях удается благодаря «масштабу бизнеса и долгосрочным отношениям с поставщиками».

Представитель Focus Technologies Михаил Васильев полагает, что переключение россиян на более дешевый сегмент общепита обусловлен «корректировкой потребительского поведения» и это связано в том числе со «снижением темпов роста располагаемых доходов».

Согласно отчетам Росстата, благосостояние граждан продолжает расти: их реальные располагаемые денежные доходы в январе–сентябре увеличились на 9,2% в годовом выражении. Также госстатистика свидетельствует о том, что средняя зарплата по стране в этом году с учетом инфляции выросла на 3,8% год к году (данные на август), впервые превысив 100 тысяч рублей в месяц. При этом, согласно итогам опроса Gallup, 31% россиян жалуются на нехватку денег на еду, а крупнейшие ритейлеры сообщают о серьезном сокращении продаж продуктов из-за перехода потребителей к «сберегательной модели поведения».

По словам же Васильева, реальные располагаемые доходы москвичей в этом году «остаются примерно на уровне прошлого года». Горожане увеличивают долю обязательных расходов — на продукты, аренду и платежи за ЖКУ.

Часть россиян вместо похода в заведения общепита переориентируется на покупку готовой еды в продуктовых: в 2025 году спрос на такие товары вырос на 12%, фиксируют в компании Briskly. С октября прошлого года по сентябрь 2025-го продажи готовых блюд в продуктовых сетях увеличились на 24,8% год к году, а доля таких продаж выросла на 0,9%, до 8,2%, следует из подсчетов «Нильсен».

Главная / Новости / Россияне начали переключаться с ресторанов на фастфуд