Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял решение по жалобам двух хабаровских журналистов Константина Пронякина и Ирины Харитоновой, поданным в 2013 году. Суд установил нарушение статьи 10 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» и назначил компенсацию морального вреда в размере 9750 евро каждому, сообщил Фонд защиты гласности в дайджесте, поступившем 14 декабря Каспаров.Ru.
Все началось с публикации в газете «Хабаровский экспресс» в 2011 году статьи «Полномочное древо полпреда Ишаева», на которую обиделись сразу шесть высокопоставленных лиц.
Они подали иски о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда к авторам статьи Харитоновой и Пронякину, а также к Издательскому дому «Гранд Экспресс» и электронному изданию «Дебри-ДВ». Общая сумма исков — 3 млн 240 тысяч рублей. Обиженные заявили, что статья компрометирует их и руководителей края, создает представление об их коррумпированности и тесных связях с криминалом. Всех истцов представлял дорогостоящий хабаровский адвокат.
Судебные тяжбы шли с переменным успехом. Кое с кем было достигнуто мировое соглашение, члену «Единой России», депутату Госдумы Александру Шишкину городской суд дважды отказывал в исковых требованиях, а краевой суд эти решения отменял.
Основанием для жалобы в ЕСПЧ журналисты посчитали два нарушения со стороны российских судов, а значит, и государственной системы — право на свободу выражения мнения и право на справедливое судебное разбирательство. Жалобу журналистов в ЕСПЧ поддерживали адвокаты Каринна Москаленко и Оксана Преображенская.
Исполнение решения ЕСПЧ означает не только выплату компенсации. Следующий шаг, который должна сделать российская судебная система — отмена решений судов по искам к хабаровским журналистам.
Статья 10 Европейской Конвенции по правам человека: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий».