Мать погибшей девушки извинилась перед Кадыровым за версию о том, что ее дочь могли убить. Глава Чечни распорядился забрать у нее внуков
Во время собрания, которое провел 23 июня глава Чечни Рамзан Кадыров, мать погибшей 23-летней Мадины Умаевой, Хутмат Давлетмирзаева, — извинилась за версию о домашнем насилии и убийстве.
«Я прошу всех меня простить. Я была неправа, выслушала все, что говорят люди. Я хочу попросить прощения у главы (Чечни) и у всех», — сказала женщина, назвав Кадырова «падишахом». Вместе с ней извинения Рамзану Кадырову принес и ее брат, пишет «Юга.ру». «Простите нас, мы виноваты […] Когда я сюда пришел и выслушал все это, то понял, что все это неправда», — заявил мужчина.
Тело 23-летней многодетной матери Мадины Умаевой было найдено в Гудермесе 12 июня, в День России. Девушку похоронили ночью, что вызвало возмущение общественности, сообщает «Кавказский узел».
«У нас даже из других государств и регионов тела умерших привозят и хоронят без проблем. Вообще, насколько знаю, хоронить человека по исламу следует до заката солнца», — сказал один из местных жителей. По словам представителя местного духовенства Али, ночные похороны практиковались только во время боевых действий в Чечне, когда «днем невозможно было ходить или ездить на кладбища из-за постоянных бомбежек и обстрелов со стороны военных».
Среди местных жителей в мессенджерах стало распространяться сообщение, записанное якобы матерью девушки. В нем говорилось, что в смерти девушки виноват ее муж Висхаджи Хамидов. Согласно этой версии, Мадина поругалась с семьей супруга из-за покупки телевизора на 9 тыс. рублей из детского пособия, что вызвало недовольство свекрови, и за это девушку могли убить. Позже свекровь Гумсет Хамидова подтвердила, что была недовольна поведением невестки, так как хотела потратить детское пособие на ремонт.
18 июня ЧГТРК «Грозный» выпустил сюжет, в котором Висхаджи Хамидов утверждал, будто узнал о смерти жены, когда находился в больнице. Муж и свекровь погибшей также заявили журналистам, что у девушки случился эпилептический припадок — она упала с лестницы, и спасти ее не удалось. А имам местной мечети Абдул-Карим Рашидов в эфире добавил, что Мадину похоронили ночью из-за жары.
18 июня прокурор республики Шарпудди Абдул-Кадыров поручил руководителю управления СК РФ по ЧР провести проверку сообщений в соцсетях, в которых говорилось, что девушку убил супруг «на почве возникших неприязненных отношений». Утром 20 июня для проведения судебно-медицинской экспертизы была проведена эксгумация тела Умаевой.
Хутмат Давлетмирзаева рассказала журналистам, что присутствовала во время эксгумации. По ее словам, в морге она увидела на теле дочери шрам и кровь. Она также опровергла заявление о том, что у ее дочери была эпилепсия. «Я знаю, что у моей дочери нет эпилепсии, знаю, что у нее нет астмы. Нигде нет бумаг в больницах», — пояснила мать погибшей.
По словам родственниц Умаевой, в семье часто случались ссоры. Девушка жаловалась, что муж ее бьет, и не раз пыталась от него уйти. Тетя погибшей, ссылаясь на рассказ четырехлетней дочери Мадины, утверждала, что девушку могли задушить и сбросить с лестницы, пишет «Медиазона» . «Свекровь постоянно своему сыну жаловалась на нее, и он ее поэтому часто бил. Она жила с ним — трое детей, не могла их оставить», — пояснила родственница.
23 июня в Instagram ЧГТРК «Грозный» сообщили, что глава республики лично решил разобраться в произошедшем. Он в течение трех часов выслушивал представителей обеих сторон и свидетелей. Кадыров также провел собрание в мэрии Гудермеса. На нем глава чеченского следкома Виталий Волков заявил, что результаты экспертизы вскрытия тела умершей будут готовы «примерно через полторы недели», однако осмотр тела не показал видимых повреждений. Также признаков насильственной смерти не нашли сотрудники следственно-оперативной группы, которые выезжали на место совместно с судмедэкспертом.
Отец умершей заявил на собрании, что Мадина воспитывалась в семье отца, а ее мать стала общаться с ней, только когда ей исполнилось 15 лет. Также женщина «способствовала ее замужеству, не поставив в известность саму девушку». Мадина была выдана замуж в 16 лет.
Рамзан Кадыров потребовал от Хутмат Довлетмирзаевой назвать первоисточник сообщений о насильственной смерти ее дочери. Хутмат ответила, что вывод о том, что ее дочь убили, она сделала после звонка неизвестной женщины, а о домашнем насилии в отношении ее дочери она знала и раньше — Мадина приезжала от мужа в родительский дом со следами избиений.
Женщина обращала внимание, что родственники ее зятя — военные; ранее она говорила журналистам, что именно это помогло ему уйти от ответственности. Кадыров на этих словах начал смеяться, а затем поклялся, что если девушку убили, преступников найдут и посадят, но и тем, кто сплетничает — заткнут рты.
«Их мужей поставим в центр села, чтобы все видели, что они не мужики [потому что не могут заставить своих жен замолчать]», — говорил Кадыров на чеченском. Он пригрозил, что ФСБ узнает, кто рассылал сообщения в мессенджерах.
Рамзан Кадыров также распорядился забрать у Довлетмирзаевой двух внучек, дочерей Мадины, и передать их отцу. Глава Чечни также был возмущен эксгумацией тела и вскрытием — это запрещено исламом и власти республики добиваются, чтобы, «когда чеченцы умирают, их не вскрывали».
«Твою сестру распотрошили, — сказал Кадыров сестре Мадины. — Все органы твоей сестры сняли и отправили на экспертизу […] На девятый день, когда труп гниет, ее выкопали, отправили в морг и разобрали. Вот в таком состоянии труп твоей сестры».
Также он сказал, что погибшая девушка «должна была цепляться за свой брак». «Когда замужем, бывают и споры, и ссоры, и бывает, что муж побивает», — добавил Кадыров.