Доклад «Преследования религиозных меньшинств в России»

Путинский режим, характеризующийся огромной степенью вмешательства государства в разные сферы жизни общества, не оставил без внимания и религиозную сферу. С каждым годом государство в России все больше и больше вторгалось в область религии, подвергая деятельность религиозных общин и объединений регламентации и контролю, опутывая их бюрократической паутиной и мешая им свободно действовать и развиваться.

ФОРУМ СВОБОДНОЙ РОССИИ

Даниил Константинов, Иван Тютрин

«Преследования религиозных меньшинств в России»

Вильнюс, 2018 г.

Преамбула

Свобода вероисповедания и религиозных объединений, провозглашенная в России в начале 90-х годов XX века на волне демократических преобразований, подвергается в настоящее время большой опасности. Путинский режим, характеризующийся огромной степенью вмешательства государства в разные сферы жизни общества, не оставил без внимания и религиозную сферу. С каждым годом государство в России все больше и больше вторгалось в область религии, подвергая деятельность религиозных общин и объединений регламентации и контролю, опутывая их бюрократической паутиной и мешая им свободно действовать и развиваться.

Однако в последние годы путинский режим пошел еще дальше, перейдя от политики контроля к открытым преследованиям религиозных меньшинств. Формально еще действующий принцип религиозной свободы, закрепленный в Конституции РФ, на деле лишен юридической силы, связан многочисленными законодательными ограничениями и репрессивной правоприменительной практикой. В России разворачивается новая волна репрессий, сопоставимая с гонениями на религиозные меньшинства во времена Советского Союза.

  1. Правовая база преследований религиозных меньшинств.

Свобода вероисповеданий закреплена в ст. 28 Конституции РФ 1993 года, которая гласит, что каждому «гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»[1].

Более детально этот конституционный принцип раскрывается в специальном Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ[2]. Данный закон в первоначальной его редакции подтверждал право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, и ясно указывал на то, что Россия является светским государством.

В данном законе в частности говорится, что в Российской Федерации «гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения». При этом подчеркивается, что «установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается». Закон также закрепил то, что в России религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Религиозные объединения в России делятся на два вида: религиозные группы и религиозные организации.

Религиозной группой признается «добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица»[3]. Несмотря на то, что формально религиозная группа не подлежит государственной регистрации, закон обязывает ее уведомлять регистрирующий государственный орган о ее создании, об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства.

Религиозная организация это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Для религиозной организации установлен сложный порядок ее создания и государственной регистрации.

Несмотря на некоторые бюрократические ограничения, в общем и целом данный закон соответствовал стандартам современного демократического государства. Однако с введением так называемого «пакета Яровой» ситуация резко изменилась. «Пакет Яровой» или «закон Яровой» — это два законопроекта, имеющие по утверждениям их авторов, антитеррористическую направленность, принятые в России в июле 2016 года и названные именем одного из их авторов – Ирины Яровой, депутата российского парламента от правящей партии «Единая Россия».

«Пакет Яровой» состоит из двух законов:

— Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ[4];

— Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ[5].

В дальнейшем мы будем говорить о первом из упомянутых федеральных законов, поскольку именно он коснулся деятельности религиозных объединений в России.

В числе прочих законов, в которые вносятся изменения, упомянутый закон внес изменения и в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ. Незначительные, на первый взгляд, изменения серьезно ограничили деятельность религиозных организаций в России. В особенности – иностранных религиозных организаций.

Так, например, была дополнена норма закона, регулирующая деятельность представительств иностранной религиозной организации. Теперь представительству иностранной религиозной организации запрещается осуществлять миссионерскую деятельность (абз. второй п. 2 статьи 13 «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

«Закон Яровой» также установил, что «литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации»[6]. Данное требование теоретически исполнимо, однако является по сути нелепым и представляет собой чрезмерное и необоснованное обременение прав и свобод религиозных организаций. Остается неясным, почему необходимо указывать полное наименование религиозной организации на каждом экземпляре Библии, в каждом печатном издании или в каждом видеоролике, посвященном религиозной тематике.

В развитие данного положения «закон Яровой» внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) в ст. 5.26, установив, что «осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой»  наказывается административным штрафом с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов[7].

«Законом Яровой» внесены  дополнения в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в  виде новой  Главы III.1 , которая содержит теперь определение миссионерской деятельности, которого раньше не было. Миссионерской деятельностью признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами,  последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами[8].

Таким образом, право гражданина свободно распространять свою веру и свои убеждения, гарантированное статьей 28 Конституции Российской  Федерации и статьей  3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», определяется в законе как «миссионерская деятельность»  и подлежит государственному регулированию. Поправки, принятые в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», фактически сводят к одному понятию «миссионерскую  деятельность» и «распространение религиозных убеждений». А индивидуальная свобода человека распространять свои религиозные взгляды и привлекать к своему вероучению новых последователей, ставится в зависимость от членства в религиозном объединении.

Порядок осуществления миссионерской деятельности определяет статья 24.2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[9].

Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.

Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени  религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны  реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:

— от имени религиозной группы — только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии решения общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации;

— от имени религиозной организации — только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации.

Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 указанного закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 ст. 24.2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Указанное положение закона о миссионерской деятельности фактически обязывает любого человека, осуществляющего распространение своей веры, иметь при себе специальный документ, подтверждающий его полномочия, что выглядит само по себе абсурдно. Исключение делается для руководителя религиозной организации, члена ее коллегиального органа и (или) священнослужителя религиозной организации. Однако и эти лица, официально относящиеся к той или иной религиозной организации должны подтвердить свои полномочия, свою должность, свое место работы. То есть – по сути – показать удостоверение.

Кроме того, положения ст. 20 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» фактически приравнивают миссионерскую деятельность к «профессиональной религиозной деятельности» и устанавливают, что иностранные граждане могут быть приглашены религиозной организацией для миссионерской деятельности лишь по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями. То есть, миссионерская деятельность иностранца в России ставится в зависимость от наличия формально закрепленных трудовых или гражданско-правовых отношений с российской религиозной организацией.

Таким образом, миссионерская деятельность – и в целом распространение веры – становится тяжелым бюрократическим испытанием, связанным с необходимостью получать разрешения и полномочия и иметь при себе строго определенные документы. Ни о каком свободном распространении своей веры в таких условиях, конечно, говорить не приходится. Как это уже бывало не раз в российской и советской истории, формальное конституционное право оказывается связанным сетью бюрократических ограничений.

Некоторые ограничения содержатся и в других законодательных актах. Жилищный кодекс РФ в ч. 3 ст. 17 устанавливает запрет на «осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». При этом сама статья Закона «О свободе совести», к которой нас отсылает Жилищный кодекс, говорит о том, что в жилых помещениях могут беспрепятственно осуществляться богослужения, другие религиозные обряды и церемонии. Остается непонятным, как отделить проведение богослужений и религиозных обрядов от столь нелюбимой российским законодателем «миссионерской деятельности». Кто и в каком порядке должен определять, что является «религиозным обрядом и церемонией», а что – «миссионерской  деятельностью»?

Вызывает серьезную озабоченность уже упомянутая выше ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за «осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования». Остается непонятным, каким образом и где именно религиозная организация должна указывать свое официальное полное наименование? К примеру, если богослужение осуществляется в съемном помещении, должна ли это быть вывеска на двери? Должна ли быть вывеска размещена внутри или снаружи помещения? Какая именно информация должна быть на ней указана? Должны ли быть на вывеске указаны полные реквизиты юридического лица, включая юридический адрес, ОГРН и ИНН? Подобные неясности законодательных ограничений оставляют широкий простор для произвольного толкования закона и злоупотреблений со стороны правоохранителей, что мы и наблюдаем в правоприменительной практике в России.

Еще одним законодательным столпом преследований религиозных меньшинств в России стало так называемое «антиэкстремистское законодательство». Уже заслужившее свою печальную славу в уголовных делах против неугодных, чьи политические взгляды были объявлены «экстремистскими», оно активно используется теперь и против представителей религиозных организаций, не относящихся к главенствующей Русской Православной Церкви. Речь идет, прежде всего, о Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» и об антиэкстремистских статьях Уголовного кодекса РФ: 280, 282, 282.1, 282.2. Закон о противодействии экстремизму запрещает деятельность тех общественных и религиозных организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на подрыв безопасности государства, пропаганду, возбуждение национальной и религиозной розни и пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии. Что касается указанных статей Уголовного кодекса, то они устанавливают уголовную ответственность за публичные призывы к экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, организацию экстремистского сообщества или экстремистской организации. Данные нормы связаны между собой и действуют следующим образом: религиозная организация целиком признается экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещается, а сами члены религиозной организации, если они продолжают совместно исповедовать свою религию, привлекаются в дальнейшем к уголовной ответственности как экстремисты. Типичный пример подобной практики – признание экстремистской организацией Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России, его запрет и последующее преследование Свидетелей Иеговы в России.

Антиэкстремистское законодательство активно  используется и против мусульман. Религиозная литература мусульман вносится в список экстремистских материалов. При этом запрещаются те религиозные книги мусульман, которые не запрещены больше нигде. Например, 7 мусульманских книг, не запрещенных больше ни в одной стране, кроме Российской Федерации: «Жизнеописание пророка, да благословит его Аллах и приветствует», книга, предисловие к которой написал Муфтий России Равиль Гайнутдин «Личность мусульманина, в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны», 4-е издание, сборник «40 хадисов имама ан-Навиви», книга изречений пророка Мухаммада  «Сады праведных», составитель Имам Мухйи-д-дин Абу Закаийа, 2001 года издания, книга имама Московской мечети Ш.Аляутдинова «Путь к вере и совершенству», на 494 страницах, 2002 года издания, издательский фонд «Мир образования», «Жизнеописание Пророка Мухаммада», на 652 страницах, 2003 года издания, перевод с арабского Гайнуллина Н.А., издательский дом «УММА», «Крепость мусульманина. Из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне», собрал и подготовил к изданию Саид Бин Али Бин Вакф Аль-Кахтани, издание пятое исправленное и дополненное, на 254 страницах, перевод Нирши А. Следует отметить, что подобного массового запрета религиозной литературы не было даже в атеистическом Советском Союзе.

Против мусульман в России используется не только антиэкстремистское, но и антитеррористическое законодательство, когда религиозная организация объявляется террористической, а все ее последователи фактически становятся потенциальными «террористами». Самый яркий пример такого преследования – это борьба с последователями (истинными или мнимыми) организации ««Хизб ут-Тахрир аль Ислами» («Партия исламского освобождения»), признанной террористической и запрещенной Верховным судом РФ. Последователи организации обвиняются в «организации деятельности террористической организации» (ст. 205.5 УК РФ) и приговариваются к длительным, многолетним срокам заключения.

  1. Правоприменительная практика

По данным сети мониторинга прав и свобод верующих при правозащитной группе Форума свободной России, в 2016 году в суды поступило 91 дело по так называемой «незаконной миссионерской деятельности», наказано 47 чел., наложено штрафов по вступившим в законную силу в отчетном периоде постановлениям на сумму 505 000 рублей. В 2017 году в суды поступило уже 488 дел по незаконной миссионерской деятельности, наказано 274 человека, наложено штрафов по вступившим в законную силу в отчетном периоде постановлениям на сумму 3 594 700 рублей. Таким образом, за 2016-2017 гг. было привлечено к административной ответственности 321 человек. Наложено штрафов на сумму 4 099 700 рублей.

Анализ судебной практики говорит о катастрофической ситуации с соблюдением конституционного принципа свободы совести. Основному давлению подвергаются Свидетели Иеговы, представители неправославных христианских конфессий (баптисты, евангельские христиане, пятидесятники, адвентисты),  кришнаиты, мусульмане.

Особенно тяжелая ситуация сложилась на территории аннексированного Крыма. Десятки пасторов были вынуждены бежать от оккупационной власти. Общины вынуждены регистрироваться под руководством лояльных Кремлю церковных союзов, а при регистрации некоторых объединений (например, Украинской православной церкви Киевского Патриархата) оккупационные власти чинят неоправданные препятствия.

В этом году появился новый негативный тренд: конфискация и снос протестантских молитвенных домов[10]. Органы власти предъявляют верующим и религиозным организациям претензии в якобы нецелевом использовании земельных участков, на которых расположен жилой дом, являющийся, по мнению представителей власти, «культовым зданием». При этом в ст. 16 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ясно сказано о том, что богослужения могут беспрепятственно проводиться также и в жилых помещениях. Каждое религиозное объединение само вправе определять, что является в рамках ее вероучения и других внутренних установлений обрядом или церемонией, богослужением. Поэтому проверяющие органы добиваются сноса жилых помещений, используемых для богослужений, под предлогом ненадлежащего оформления документов, в результате чего дом рассматривается как самовольная постройка. В марте 2018 года таким образом был снесен Дом молитвы пятидесятников в Новороссийске, подобное дело есть также в Абинске[11].

Еще одним специфическим способом религиозной дискриминации является официальный запрет на въезд духовного лидера определенной общины. Пока такой запрет установлен только в отношении Далай-Ламы, который является духовным лидером буддистов, в том числе и буддистов России. С 1997 года Министерство Иностранных дел России отказывает Далай-Ламе во въездной визе в Россию, мотивируя свой отказ «учетом внешнеполитического фона», а также тем, что посещение России духовным лидером буддистов «было бы особенно болезненно воспринято Пекином». В 2012 году Далай-Ламе было вновь отказано в во въезде в Россию. При этом представитель МИД РФ отметил, что заявление об уходе Далай-Ламы из политики не привело «к налаживанию конструктивного диалога Далай-ламы с китайскими властями, которые по-прежнему негативно реагируют на любые международные контакты буддистского духовного лидера», и перевод диалога Далай-ламы с руководством КНР в конструктивное русло позволит ему в будущем приехать в Россию.

Таким образом, российские буддисты фактически лишены возможности встретиться со своим духовным лидером, а, следовательно, свободно исповедовать свою религию.

Преследования Свидетелей Иеговы

Наиболее катастрофическая ситуация сложилась вокруг организации Свидетелей Иеговы. Она подверглась репрессиям, которые сравнимы с таковыми только в гитлеровской Германии или сталинском СССР.

20 апреля 2017 года Верховный Суд Российской Федерации признал экстремистской деятельность «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России», запретив его деятельность и деятельности всех 395 отделений на территории России. Имущество «Управленческого центра Свидетелей Иеговы» в России конфисковано и обращено в пользу государства. 17 июля 2017 года апелляционная жалоба «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» на признание организации экстремистской, её ликвидацию и запрет деятельности на территории России была отклонена Верховным Судом Российской Федерации.

17 августа 2017 года Министерство юстиции Российской Федерации включило «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и его 395 местных религиозных организаций в список запрещённых в России организаций.

Таким образом, более 171000 человек, являвшихся участниками организации Свидетелей Иеговы, оказались под угрозой обвинения в экстремистской деятельности только на основании своего вероисповедания и желания практиковать его совместно с единоверцами.

Примеры преследований Свидетелей Иеговы

Первые уголовные преследования Свидетелей Иеговы начались еще в 2015 году. Так, в ноябре 2015 года 16 последователей этого вероучения были осуждены в городе Таганроге за участие в деятельности своей религиозной организации после того, как власти ликвидировали местное отделение религиозной организации.

Одним из самых громких дел против Свидетелей Иеговы стало дело Денниса Кристенсена – подданного Королевства Дании, который находится под стражей с 25 мая 2017 года. На момент ареста Кристенсен проживал в городе Орле и имел вид на жительство в Российской Федерации. Обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности религиозной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности») в связи с членством в общине Свидетелей Иеговы. Признан политзаключенным правозащитным центром Мемориал, так как «преследование осуществляется по обвинению в правонарушении, состав которого отсутствовал, с нарушением права на справедливое судебное разбирательство и применением непропорционального вменяемому деянию содержания под стражей»[12].

В 2018 году преследования Свидетелей Иеговы приобрели массовый характер.

19 апреля сотрудники правоохранительных органов задержали жителя Владивостока, придя к нему домой. Суд арестовал его по подозрению в организации деятельности религиозной организации, признанной экстремистской (ч. 1 ст. 282.2 УК).

20 апреля в Мурманске задержано двое граждан по подозрению в организации деятельности Свидетелей Иеговы (ч. 1 ст. 282.2 УК). Следователи провели обыски по шести адресам, изъяв литературу и электронные носители.

20 апреля прошли обыски в домах у троих Свидетелей Иеговы в Шуе (Ивановская область). Один из них был задержан и доставлен в полицию.

24 апреля заключен под стражу глава ячейки религиозного объединения «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» в Уфе. Ему предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ.

7 мая сразу в четырех населенных пунктах Оренбургской области прошли обыски. Всего 18 обысков в домах тех, кого правоохранительные органы считают Свидетелями Иеговы. Девять человек признали обвиняемыми по делу об организации деятельности экстремистской организации. С шести человек взята подписка о невыезде, Владислава Колбанова поместили под домашний арест. Владимира Кочнева и Александра Суворова по решению суда отправили в СИЗО.

22 мая жителя Перми Александра Соловьева сняли с поезда и отправили в СИЗО. Александр с женой Анной возвращались домой после зарубежной поездки. Дома у них прошел обыск.

30 мая в Набережных Челнах (Татарстан) задержали и отправили в СИЗО троих последователей Свидетелей Иеговы: Ильхама Каримова, Владимира Мякушина и Константина Матрашова. Накануне арестов в 10 квартирах Свидетелей Иеговы прошли обыски.

3 июля в  Красноярске сотрудниками  ФСБ задержан 44-летний Андрей Ступников, принадлежащий к церкви Свидетелей Иеговы. 6 июля Андрей Ступников заключен под стражу. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации»). Спецслужбы представили суду материалы оперативно-розыскных мероприятий, согласно которым Ступников планировал принять участие в международном конгрессе Свидетелей Иеговы в Германии. В постановлении об аресте судья издевательски отметила, что в Германии Ступников «может получить политическое убежище, зная, что в отношении него ведется уголовное преследование», вследствие чего и избрана наиболее суровая мера пресечения.

6 июля в Омске арестовали супружескую пару, Сергея и Анастасию Поляковых, по обвинению в участии в деятельности экстремистской организации (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ). По версии следствия, Поляковы, жители Санкт-Петербурга, в мае 2018 года приехали в Азовский немецкий национальный муниципальный район Омской области, где стали вести «агитационную деятельность по привлечению к участию в деятельности организации «Свидетелей Иеговы» местных жителей».

9 июля в Майском районном суде Кабардино-Балкарской Республики состоялось предварительное заседание по делу Юрия Залипаева, которого обвиняют по ч. 1 ст. 282 УК РФ в возбуждении религиозной ненависти и по ч. 1 ст. 280 УК РФ в призывах к экстремистской деятельности. Дело против Залипаева, возглавлявшего местную общину Свидетелей Иеговы, возбудили летом 2017 года. По версии следствия, в августе 2016 года Залипаев, будучи предупрежден прокуратурой о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, «с целью возбуждения ненависти в отношении христианских церковных служителей поручил прихожанам распространить экземпляры печатного издания, включенного в федеральный список экстремистских материалов».

13 июля стало известно, что в городе Шуе Ивановской области с четверых верующих взяты подписки о невыезде по новым уголовным делам. По имеющейся информации, Елена Михайлова (жена арестованного Дмитрия Михайлова) и Светлана Шишина обвиняются по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации») и ст. 282.3 УК РФ («Финансирование деятельности экстремистской организации»). Один мужчина обвиняется по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ («Участие в деятельности экстремистской организации»), а еще одна женщина стала подозреваемой по ст. ст. 282.2 и 282.3 УК РФ. Следователи заявили обвиняемым, что в новых уголовных делах есть материалы, полученные при помощи скрытой видеосъемки в одной из квартир.

15 июля в Пензе прошли массовые обыски у предполагаемых последователей Свидетелей Иеговы. В результате из всех квартир изъяли технику, фотографии, документы и личные записи обыскиваемых. В ходе обысков предполагаемых Свидетелей Иеговы запугивали и унижали, в частности, заставляли женщин снять с себя всю одежду, чтобы провести личный досмотр. После обыска было допрошено около 40 человек, на четырех из них завели уголовные дела по ч. 1 и ч. 2 ст. 282.2 УК РФ (организация и участие в деятельности экстремистской организации). Взят под стражу до 14 сентября задержанный Владимир Алушкин, а трое других предполагаемых последователя Свидетелей Иеговы — Владимир Кулясов, Андрей Маглив, Денис Тимошин — отправлены под домашний арест.

18 июля в станице Анапской (Краснодарский край) изъяты и переданы государству дом и земельный участок, принадлежащие Свидетелям Иеговы.

22 июля  в городе Берёзовский Кемеровской области прошли обыски минимум в трех квартирах последователей вероучения Свидетелей Иеговы. Одну из квартир сотрудники УФСБ по Кемеровской области решили штурмовать с балкона, несмотря на то, что хозяйка открыла дверь другой группе сотрудников. При этом было разбито окно, осколки которого поранили хозяйку (рассечение лба и руки). Позже верующие были допрошены сотрудниками УФСБ России по Кемеровской области.

24 июля суд в Кемерово заключил под стражу двоих последователей «Свидетелей Иеговы» Сергея Бритвина и Вадима Левчука. В отношении Бритвина и Левчука возбудили уголовное дело за участие в экстремистской организации (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ). У Сергея Бритвина инвалидность второй группы.  В основе этого дела, как и в случае с Денисом Кристенсеном, лежат показания секретного свидетеля, имя которого следствие не разглашает.

Приведенные примеры не исчерпывают всей информации о гонениях на Свидетелей Иеговы. В действительности, таких случаев намного больше, а преследования иеговистов продолжаются.

Примеры преследования других конфессий

Мусульмане

В отношении мусульман в России используются самые разные формы преследований: от запрета религиозной литературы до обвинений в терроризме и убийств.

Запрет религиозной литературы

2007 г.:

6 августа решением Бугурусландского городского суда Оренбургской области запрещена книги «Жизнеописание пророка, да благословит его Аллах и приветствует» и «Личность мусульманина, в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны». 4-е издание.

2012 г.:

28 мая решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области запрещена книга «40 хадисов имама ан-Навиви», Книга Мустафы аль-Буга, Мухйи-д-дин Мисту,Казань.

21 марта Ленинским районным судом города Оренбурга запрещены книги:  «Сады праведных», книга изречений Пророка Мухаммада, составитель Имам Мухйи-д-дин Абу Закаийа, 2001 года издания, на 879 страницах, «Путь к вере и совершенству», книга имама Московской мечети Ш.Аляутдинова на 494 страницах, 2002 года издания, издательский фонд «Мир образования», «Жизнеописание Пророка Мухаммада», книга Ибн Хишама на 652 страницах, 2003 года издания, перевод с арабского Гайнуллина Н.А., издательский дом «УММА», «Крепость мусульманина. Из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне», собрал и подготовил к изданию Саид Бин Али Бин Вакф Аль-Кахтани, издание пятое исправленное и дополненное, на 254 страницах, перевод Нирши А.

Уголовное преследование

14 февраля 2003 года Верховный суд РФ признал «Партию исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») террористической организацией. Это решение запустило механизм преследований последователей («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») на территории России. Правозащитный центр «Мемориал» считает эти преследования неправомерными, а самих самих активистов «Хизб ут-Тахрир» «преследуемыми за религию»[13]. Как указано на сайте организации, «ни в решении Верховного Суда о запрете ХТ, ни в материалах уголовных дел, расследовавшихся в России и странах СНГ, нет конкретных фактов, свидетельствующих о террористической или какой-либо насильственной деятельности организации. Также нет данных о причастности ХТ к деятельности джихадистских групп в Европе или на Ближнем Востоке, более того, организация подвергается критике со стороны радикалов за «уклонение от джихада»[14].

2014 г.:

30 июля 2014 года Мосгорсуд приговорил четырех лидеров и членов московской ячейки «Хизб ут-тахрир аль-ислами» к срокам от 7 до 11 лет строгого режима.

25 июня 2014 года в Санкт-Петербурге суд на полтора месяца арестовал 24-летнего уроженца дагестанского Каспийска Гапура Магомедова по делу об организации деятельности террористической и экстремистской организации.

2015 г.: 20 октября 2015 года силовики арестовали в Москве 20 предполагаемых членов «Хизб ут-Тахрир» 34, а 22 октября был арестован руководитель ячейки организации — 25-летний уроженец Таджикистана

2016 г.:

11 февраля арестованы фигуранты так называемого «ялтинского дела» «Хизб ут-Тахрир», в  том числе Член Контактной группы по правам человека Куку Эмир-Усеин Кемалович.

4 февраля 2016 года в Челябинске Московский окружной суд приговорил пятерых членов ячейки «Хизб ут-Тахрир» к лишению свободы на срок от 5 до 17 лет в колонии строгого режима с ограничением свободы на го

2018 г.:

19 июля Московский окружной военный суд на выездном заседании в Ленинградском окружном военном суде приговорил 41-летнюю Аллу Беспалову к пяти годам лишения свободы по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации») за причастность к запрещенной исламской религиозной партии «Хизб ут-Тахрир».

30 июля Выездная коллегия Приволжского военного окружного суда в здании Орджонкидзевского районного суда Уфы огласила приговор 21 фигуранту дела «Хизб ут-Тахрир». Обвиняемых приговорили к срокам от пяти до 24 лет и штрафам от 400 тысяч рублей до 700 тысяч рублей по части 2 статьи 205.5 УК (участие в деятельности организации, признанной террористической) и статье 278 УК с применением части 1 статьи 30 (приготовлении к насильственному захвату власти). Всего по делу «Хизб ут-Тахрир» в Уфе проходят 26 человек.

11 октября ФСБ заявила о задержании в Татарстане российских лидеров «Хизб ут-Тахрир». По версии спецслужб, задержанные «по указанию своих зарубежных кураторов «координировали антиконституционную деятельность, основанную на доктрине создания теократического унитарного государства — так называемого «всемирного халифата», и направленную на свержение законной власти, в том числе террористическими методами».

23 октября сотрудники ФСБ России задержали в Челябинске инвалида-колясочника Амира Гилязова по подозрению в участии в «Хизб ут-Тахрир».

26 октября Северо-кавказский окружной военный суд Ростова-на-дону приговорил к 13 и 15 годам колонии строго режима фигурантов второго севастопольского дела «Хизб ут-Тахрир» Нематжона Исроилова и Акрамжона Абдуллаева. Коллегия суда признала граждан Киргизии Исроилова и Абдуллаева виновными в нарушении части 2 статьи 205.5 (участие в деятельности террористической организации) и части 1 статьи 205.1 (вовлечение в террористическую деятельность).

В 2017-2018 гг. усилились преследования некоторых протестантских конфессий, таких как баптисты и пятидесятники.

Баптисты:

2018 г.:

15 и 18 января  состоялись суды над двумя представителями баптистской церкви. Их признали виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ (организация публичного мероприятия, а именно публичного богослужения, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия). Вина указанных лиц заключалась лишь в том, что после утреннего богослужения они расположились с библиотечным столиком на улице и предлагали всем желающим христианскую литературу.

23 января привлечены к ответственности по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ двое последователей религиозной организации «Международный союз евангельских христиан-баптистов». Их вина заключалась в проведении публичного богослужения, которое было расценено как несогласованный пикет.

22 марта суд в Туле постановил снести Дом молитвы христиан-баптистов. Здание, в котором существует Дом молитвы евангельских христиан-баптистов, по документам является жилым помещением — община не зарегистрирована как юридическое лицо и не может оформить здание иначе.

3 июля г. в Брянской области привлечен к административной ответственности за незаконную миссионерскую деятельность (ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ) Бокша В.А. Он обвинялся в том, что осуществлял в жилом доме миссионерскую деятельность по распространению информации о религии евангельских христиан-баптистов среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения. На него наложен штраф.

3 августа года наложен штраф на двух женщин за незаконное использование земельного участка (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ). Вина женщин заключалась в том, что в их частном жилом доме проводились молитвенные собрания, вследствие чего, по мнению чиновников, земельный участок использовался не по назначению, а дом потерял статус жилого.

Отдельно следует отметить, что в течение нескольких прошлых лет происходили поджоги и взрывы молитвенных домов баптистов. В мае 2003 поджог в молитвенном доме в Балашихе (Московская область). В 2010 году поджег баптистской церкви в поселке Каспля в Смоленской области. В августе 2013 в Белгородской области взрыв в молитвенном доме. В 2016 снова в Белгородской области произошел пожар в Доме молитвы евангельских христиан-баптистов.  Данные факты свидетельствует либо о нарастающей ненависти в обществе по отношению к христианам-баптистам, либо о том, что кто-то целенаправленно поджигает и взрывает баптистские молитвенные дома.

Пятидесятники:

2018 г.:

23 января в Челябинской области оштрафован местный житель за незаконную миссионерскую деятельность.

25 января в городе Мурманск оштрафован местный житель за миссионерскую деятельность в социальной сети «Вконтакте».

25 января два жителя Самарской области признаны виновными в совершении административных правонарушений по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ («Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях»). Их вина заключалась в том, что в ноябре 2017 года в центре Бугуруслана они раздавали прохожим религиозную литературу.

1 февраля в Калининграде оштрафована церковь евангелистов за отсутствие вывески на двери помещения.

1 февраля в Ульяновске оштрафована местная религиозная организация евангелистов за неполную (сокращенную) вывеску на двери

4 июня стало известно, что судом в городе Сочи оштрафован 60-летний житель на основании ч. 4 ст. 5.26 КоАП (нарушение требований законодательства о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях) за незаконную миссионерскую деятельность. Его вина заключалась в распространении своего вероучения без разрешительных документов.

Другие конфессии:

Саентологи

Июнь 2016 – прошли обыски по 14 адресам в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и городе Москве в офисах, кредитно-финансовом учреждении и жилищах.

Ноябрь 2016 – в Астрахани оштрафованы местные саентологи за незаконную миссионерскую деятельность.

Февраль 2017 – прошли обыски в офисе и домах у представителей «Церкви саентологии» в Екатеринбурге.

Июнь 2017 – в Санкт-Петербурге задержаны пятеро представителей Саентологической церкви Санкт-Петербурга. При обысках были изъяты книги и материалы, признанные в России экстремистскими. Уголовные дела в отношении саентологов возбуждены по ст. 171 («Незаконное предпринимательство»), ст. 282 («Возбуждение ненависти или вражды») и ст. 282.1 («Организация экстремистского сообщества») УК РФ. Один из лидеров церкви отправлен под стражу.

Кришнаиты

9 января 2017 суд в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа оштрафовал мужчину за незаконную миссионерскую деятельность за то, что тот предлагал гражданам литературу, освещающую вероисповедание «кришнаизм».

18 января 2017 года в Санкт-Петербурге суд оштрафовал представителя вероучения «кришнаизм» за незаконную миссионерскую деятельность.

22 февраля 2017 года в Твери оштрафован представитель вероучения «кришнаизм» за организацию шествия за здоровый образ жизни, которое было расценено как незаконная миссионерская деятельность.

Мормоны

6 февраля 2017 года в Самаре привлечена к административной ответственности за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования местная религиозная организация «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней».

5 июля 2017 года в Екатеринбурге привлечена к ответственности «Церковь Иисуса Христа Святых» за нарушение законодательства о миссионерской деятельности», выразившееся в отсутствии маркировки на религиозной литературе.

10 августа 2017 года в Уссурийске привлечена к административной ответственности за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования местная религиозная организация «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней».

Язычники

29 марта 2017 года в Новороссийске привлечен к административной ответственности гражданин РФ за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства.

Православные

По имеющейся информации в России осуществляется преследование православных церквей, не относящихся к Русской Православной Церкви, таких как Российская Православная Автономная Церковь и Истинно-Православная Церковь (ИПЦ). Преследования заключаются, в основном, в отъеме у указанных церквей молитвенных зданий и передаче их РПЦ.

2018 г.:

6 февраля — масштабные обыски с подбросом «экстремистской литературы» в Синодальном доме ИПЦ в Москве. Предстоятелю Церкви объявлено о возбуждении уголовного дела «по факту» распространения экстремистских материалов в Церкви. Это стало продолжением судебного и административного давления на Церковь, которое проявилось после признания в 2015 году экстремистскими двух антиэкуменических публикаций, распространявшихся в храмах ИПЦ.

10 апреля – началось судебное заседание по иску об изъятии у прихода Российской Православной Автономной Церкви последнего исторического храма, которым пользуется эта церковь в РФ, — во имя св. Пророка Илии в г. Трубчевске.

5 июня — Управление Следственного комитета России по Ленинградской области при поддержке сотрудников регионального УФСБ провело обыски и допросы в храме Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Дудачкино в рамках уголовного дела по экстремизму, возбужденного против настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Дудачкино Волховского района, «альтернативного» православного священника Александра Сухова.

9-10 июня — Обыски с участием представителей спецслужб на квартире настоятеля «Прихода св. Преподобномученицы Марии Гатчинской в г. Гатчина Суздальской епархии Российской Православной Автономной Церкви» протоиерея Алексия Лебедева и на квартирах его родителей и родителей его жены. Формальным поводом для обысков стало обвинение в хулиганстве в отношении сыновей священника, но обыски у их бабушек и дедушек, по мнению о. Алексия, свидетельствует о несовпадении истинных мотивов действий правоохранителей с декларируемыми. Был задержан младший сын протоиерея Алексия Лебедева Федор, однако 10 июня его отпустили из полиции под подписку о невыезде.

3 июля — Раменской городской прокуратуры Московской области выдано предписание о предоставлении документов в рамках «проверки соблюдения религиозной организацией Денежниковский Ставропигиальный Иоанно-Предтеченский женский монастырь… земельного, экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, о благоустройстве в Московской области». Предстоятелю Церкви Схимитрополиту Серафиму было предложено в течение 2 дней подготовить и утром 6 июля представить «заверенные надлежащим образом» копии сотен документов, в том числе «смывы с производственного оборудования пищеблока», «акты эксплуатационных испытаний наружных металлических лестниц», «перечень образующихся отходов… с использованием федерального классификационного каталога отходов», «паспорта отходов», «документы, подтверждающие подачу сведений в кадастр отходов Московской области за отчетный период», «проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух» и т.п. В случае невыполнения этого предписания заместитель городского прокурора Дмитрий Андреев предупредил Схимитрополита Серафима об ответственности.

19 июля – В Туле сотрудники ФСБ провели обыск в частном доме Митрополита Дамаскина (Балабанова), Предстоятеля Российской Православной Церкви, в ходе которого были изъяты компьютер, другая оргтехника и документы, принадлежащие предстоятелю РосПЦ(Д). После обыска Митрополит Дамаскин принудительно доставлен на допрос в Тулу. Митрополиту Дамаскину 62 года.

19 июля – Управление минюста РФ по Ленинградской области выдало уведомление об отказе в государственной регистрации «Прихода св. Преподобномученицы Марии Гатчинской в г. Гатчина Суздальской епархии Российской Православной Автономной Церкви». Ранее управление 7 раз отказывало приходу в регистрации «по формальным основаниям» — из-за неправильной расстановки знаков препинания в учредительных документах или отсутствия в протоколе точного (до минуты) времени окончания учредительного собрания.

24 июля — Иеромонаха Никандра (Пинчука), клирика Сибирской епархии РПЦЗ(А), вызвали в местное подразделение Следственного комитета России (СКР) на допрос по поводу строительство дома на частном участке иеромонаха, в котором предполагалось проводить богослужения.

29 августа – прокуратура Ленинградской области возбудила дела в отношении прихожанина храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Дудачкино Волховского района, у которого были изъяты журнал «Русь православная» и еще несколько изданий, в которых прокуратура усмотрела признаки пропаганды неполноценности по признаку религиозной или национальной принадлежности. Эти издания ранее не признавались экстремистскими. Поэтому прокуратура направила изъятые книги в Волховский городской суд для признания их экстремистскими материалами и включения в соответствующий федеральный список.

  1. Государственные институты, осуществляющие репрессии в отношении религиозных меньшинств

Основными государственными институтами, осуществляющими преследования религиозных меньшинств в России, являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ) и Главное управление по борьбе с экстремизмом Министерства внутренних дел Российской Федерации (Центр по борьбе с экстремизмом).

Именно эти два органа осуществляют функции политической полиции в России. ФСБ является наследником и правопреемником КГБ СССР и наследует все принципы и методы работы этой организации.

Как это, на первый взгляд, ни парадоксально, но именно ФСБ участвует в делах против представителей преследуемых конфессий. Сотрудники ФСБ участвуют даже в мелких административных делах по нарушению правил осуществления миссионерской деятельности и отсутствию необходимой маркировки на религиозной литературе.

Что касается Центра по борьбе с экстремизмом, то его профилем является борьба с инакомыслием, которое в России в силу природы путинского режима зовется экстремизмом. В особенности, он специализируется на работе с так называемыми экстремистскими сообществами, к каковым в России обычно относят любые неформальные оппозиционные объединения граждан. Поскольку в России появилась новая практика признания экстремистской целой церковной организации (Свидетелей Иеговы), то Центр по борьбе с экстремизмом теперь участвует и в делах против новоявленных религиозных «экстремистов» — Свидетелей Иеговы.

Другими органами, осуществляющими репрессии в отношении религиозных меньшинств, являются суды и полиция. Полиция, как правило, задерживает религиозных активистов, а суды рассматривают административные и уголовные дела и выносят по ним решения.

Не стоит забывать также о том, что в преследованиях религиозных меньшинств важную роль играют и высшие государственные органы. Достаточно привести один красноречивый пример, чтобы убедиться в этом. Знаменитый «закон Яровой», который внес столь существенные изменения в деятельность религиозных организаций в России, был принят российским парламентом по инициативе депутата от правящей партии «Единая Россия», а затем подписан президентом России Владимиром Путиным. Таким образом, и парламент России и президент несут прямую ответственность за ущемление прав религиозных меньшинств в России.

Выводы

В 21 веке в России развернулась широкомасштабная кампания по борьбе с религиозными меньшинствами. Масштабы этой кампании так велики, что их можно сравнить только с аналогичными преследованиями в СССР или гитлеровской Германии. Особенно это заметно на примере Свидетелей Иеговы, более чем сотни тысяч человек, которых признали потенциальными экстремистами только на основе их вероучения и преследуют их теперь за религиозные убеждения.

Представители церквей и конфессий, не относящихся к доминирующей в России Русской Православной Церкви, подвергаются штрафам, арестам, тюремному заключению, их молитвенные дома сносятся или передаются государству либо РПЦ (как в случаях с православными церквями, не относящимися к РПЦ).

Деятельность религиозных объединений в России крайне затруднена вследствие принятия ограничительного законодательства и репрессивной правоприменительной практики. В особенности, это касается иностранных религиозных организаций, которые фактически лишены возможности полноценно вести миссионерскую деятельность в России, свободно распространять свои взгляды и привлекать новых последователей.

Также очевидным становится тот факт, что без вмешательства извне влиятельных национальных и международных организаций ситуацию в России изменить невозможно.

* * *

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru

[2] Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях // СЗ РФ.1997. – № 39. – Ст. 4465.// Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ)  http://www.pravo.gov.ru

[3] Ст. 7 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях // СЗ РФ. 1997. – № 39. – Ст. 4465.// Правовая база КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/dc4d48f1b407b82398b0b6ce6585f2c94a1a04ed/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/dc4d48f1b407b82398b0b6ce6585f2c94a1a04ed/

[4] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ// Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ)  http://www.pravo.gov.ru

[5] Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ// Правовая база «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201087/

[6] Ст. 8 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ// Правовая база «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201078/bdb2754392763f4c0afbdb3bc7ea77ef6a5287c4/#dst100066

[7] Ст. 5.26 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 2001 N 195-ФЗ // Правовая база «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ca82e094f1dcf553b6a4bfa7b9a3271b38922c98/

[8] Ст. 24.1 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ  «О свободе совести и о религиозных объединениях // СЗ РФ. 1997. – № 39. – Ст. 4465.// Правовая база КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/04154b11ab7aacf1f7a3b270b5d034e15009ce83/

[9] Ст. 24.2 «Федерального закона о свободе совести и о религиозных объедениях» // СЗ РФ. 1997. – № 39. – Ст. 4465.// Правовая база КонсультантПлюс:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/8c786bbd612ebce7f0579b6034d926be67b91c60/

[10] https://www.invictory.org/news/society/6989-v-rossii-vlasti-snesli-zdanie-pyatidesyatnicheskoj-tserkvi

[11] http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=487&ELEMENT_ID=7807

[12] https://memohrc.org/ru/defendants/kristensen-dennis-ole

[13] https://memohrc.org/ru/aktualnyy-spisok-presleduemyh-v-svyazi-s-realizaciey-prava-na-svobodu-veroispovedaniya

[14] https://memohrc.org/ru/special-projects/bahchisarayskoe-delo-o-chlenstve-v-zapreshchyonnoy-hizb-ut-tahrir

 

Главная / Документы / Документы VI Форума / Доклад «Преследования религиозных меньшинств в России»