
К сожалению формат форума в Вильнюсе и особенно той дискуссии , в которой участвовала я, был прстроен ведущим по принципу ток-шоу и в отдельных репликах с минимальным таймингом у меня мне не было возможности произнести полностью то, что я считала важным произнести публично.
Наша тема на форуме звучала «Российская эмиграция: потенциал для будущих перемен, ответственность и угроза для стран Запада ».
Вторая часть— важнейшая для меня тема.
Поэтому приведу эту несостоявшееся не по моей вине выступление здесь — и даже чуть в расширенном виде.
Уважаемое собрание,
Вчера мы вместе открыли форум Свободной России тем, что почтили память убитого два года назад , отравленного и умершего в страшных муках отважного человека, российского оппозиционного политика Алексея Навального.
И отношение к нему и согласие или несогласие с ним не имеет уже никакого значения.
Но вчера же был и национальный праздник той страны, в которой мы сегодня встречаемся и в которой живут многие участники, — День независимости и восстановления государственности Литвы. Увы, форум, даже не упомянули об этом.
И это, к сожалению, очень типично для российского пузыря и самосознания россиян в эмиграции.
Это всё тот же железный занавес — только в голове.
Отсутствие ощущения себя частью мира и ответственности за то, что россия творила и творит с этим миром.
Это мешает интеграции с одной стороны и вызывает закономерное недоверие и подозрительность по отношению к россиянам — с другой.
Пора менять оптику.
Хотя бы тут среди относительно единомышленников.
Пора брать ответственность и обретать субъектность.
Да, сегодня это непросто и связано с выходом не только из зоны под названием сегодняшняя россия, но и из зоны собственного комфорта и неадекватно и завышенных представлений о себе самих. Это тоже отраженный свет (точнее, тьма) империи.
Россияне, уехавшие именно из-за войны, — в целом самая сознательная, активная и во многом благополучная часть общества, та, что смогла позволить себе отказаться от прошлого.
Мы знаем; что исторически многие диаспоры сыграли ключевую роль для стран, где процветали диктатуры. Именно диаспоры — не зараженные и не отравленные члены общества и даже следующее поколение могли становиться основой для возрождения этих стран и критического переосмысления собственной идентичности .
Казалось бы, исходя из этого исторического опыта —уехавших после 2014 и после 2022 россиян можно было бы видеть тоже не как проблему и головную боль для Европы, а как потенциальный ресурс. Как её часть. В том числе — для борьбы с путинским режимом на всех фронтах Украины и Европы— в частности в информационной войны, которую россия ведет столь успешно и активно.
Почему этого не происходит?
Не только из-за инфильтрации и провокаций. Не только потому что плохо или никак не была организована массовая проверка и мониторинг вновь приехавших.
Эмиграция — это слепок общества. И в российских головах экспортируется в та же империя. Увы, далеко не только в её агрессивно-милитаристской путинской версии, но и в так называемой «антивоенной», куда менее заметной, но на долгие дистанции не менее токсичной.
(В скобках замечу: само слово «антивоенный» звучит сегодня уже не вполне адекватно и попахивает тем самым псевдопацифизмом, который именно путинская пропаганда так настойчиво продвигает в европейских обществах для подавления сопротивления и ослабления солидари конкретной военной помощи Украине.— щита Европы и цивилизованного мира.
Надо твердо понимать именно россия и россияне не оставили Украине другого выбора, кроме войны. В том числе и так называемые «антивоенные». Увы. Причины можно разбирать долго, но думаю; каждый может заглянуть в себя и в свою историю и биографию в поиске ответа на этот вопрос. Главное его уже наконец сформулировать и задать, а не отмахиваться и всюду кричать о собственных страданиях и невинности )
Язык очень точный инструмент . Он отражает внутренний мир. Внутренний и внешний. Он транслирует и одновременно формирует этот менталитет.
Этот постоянный страдательный залог и безличные конструкции , в новостях и текстах, которые мы читаем по-русски о начатой и ведущейся россиянами геноцидальной войне против Украины— которые и даже тут слышим от некоторых выступающих —рассказывают о менталитете российской эмиграции сильно больше, чем она готова себе признаться.
Острая, травматическая реакция на некоторые слова-триггеры — тоже показатель. Будь то истерическая реакция на термин « коллективная ответственность» или , например, на слово «деколонизация» .
Разве сама эта реакция не яркое свидетельство глубинных представлений , объединяющих путинское и антипутинское крыло ?
Отсутствие авторефлексии и самокритики . Имперский менталитет, москвоцентризм, культурно-исторические мифы о самих себе, подменившие собой идентичность и идею современной политической нации, — это то, что хорошо знает Путин о своём населении. И то, что упорно отрицает оппозиция.
Отсутствие ответственности не только за нынешнюю агрессию, но и за века репрессий, порабощения, русификации, оккупаций, диктатур и войн.
Именно это имперское сознание делает возможной нынешнюю геноцидную войну против украинцев. Делает возможным «можем повторить» вместо «never again».
Жизнь в беззаконии, в условиях произвола, «по понятиям «, в модели гулага воспроизведенного на всех уровнях и укорененного в сознании. Системный шовинизм россиян, нормализованная даже на бытовом и вербальном уровне агрессия. И вся ксенофобия, гомофобия, мизогиния тоже прямые его следствия.
Репрессивный опыт ведет к искажению самой личности, к двоемыслию, к цинизму, к неуважению к правилам и к другому.
Тот же менталитет , увы, проявляется и в отношении к европейским ценностям и демократии при эмиграции:
Выбор европейского комфорта, стабильности, достатка, самогоо поверхностного слоя Европейского образа жизни (недаром так прижилось в свое время слово «евроремонт», например) при не усвоении глубинных ценностей, на которых строится это общество и цивилизация, прекрасно уживается во многих российских головах с идеей собственного доминирования,
Презрение к закону.
Лагерные представления о ценностях и государстве либо как о репрессивной иерархии и как о противнике и одновременно как о лузере, дурачке которого можно и нужно обманывать и использовать.
Тот самый «фрайер», о котором писал Шаламов.
Законы и правила воспринимаются не как горизонтальная структура, основа консенсуса и общежития, а как препятствия , которые нужно объехать
«на кривой козе».
И тут речь далеко не только о ватниках и любителя Russia Today.
russia today живет далеко не только в них.
От первобытной идеи величия как размера (примитивно-инфантильное представление о мире уровня дошкольника и хрестоматийный фрейдистский материал ) — до нынешнего имперского геноцида соседей и нормализации самых диких вещей—в голове не такое большое расстояние.
Инфантилизм и безответственность это тоже результат репрессивного воспитания и межпоколенческой травмы. Все тот же конформизм, эгоцентризм, цинизм.
Имперское сознание избалованных и одновременно травмированных инфантилов.
«Мы жертвы. Мы жертвы режима. Нам все должны».
Нам не дали. Нас не взяли. Не пригласили. Не встречают с распростертыми объятиями.
Вместо ответственности.
На этом прекрасно играет и российская гибридная пропаганда.
Создавая ресентимент внутри страны вокруг санкций даже у антипутинской его части («а нас-то за что») и не менее успешно работая на разложение диаспоры для препятствий осознанной интеграции.
И те же днипобеды, бессмертные полки, колорадские ленточки и Russia Today были лишь верхушкой айсберга. Особенно среди уехавших не по политическим мотивам, а так называемых «путинских жен», замужем за европейцами , которые, к слову сказать куда быстрее и легче получают все документы, а затем и паспорта соответствующих стран и возможности влиять и на те же выборы и общественное мнение вокруг себя, своего мужа (реже жены) в своих communities и пузырях.
Ощущение собственной ответственности за творимое россиянам зло в Украине и по отношению к тем обществам, куда россияне эмигрируют по политически-эконгмическим мотивам отсутствует как центральный концепт.
Российская ГБ/фсб-пропаганда хорошо умеет работать со саяким местным материалом и всегда паразитирует на уже существующей базе.
Так что , боюсь , такая работа как часть общей стратегии и операции происходит и в среде так называемых «антивоенных « россиян. И часть псевдооппозиции, которая бегает с шариками и фонариками, размахивает триколорами, убеждая достаточно костных западных грантодателей, что имеет влияние на Россию и россиян, нарочито избегает ставить вопрос об ответственности и тем самым развращает это общество дальше — даже наиболее его активную и здравомыслящую часть .
Создание соответствующего беззубого и комплиментарного нарратива, заигрывание с поддерживающим фашизм населением—воображаемым собственным электоратом работает на ту же идею.
Безответность и безответственность — это две стороны одной медали и то, что в результате устраивает одинаково нынешний режим и его потенциальную альтернативу.
Кукушка хвалит петуха.
(NB:Юлия Галямина).
Эти же идеи проводятся и в эмиграции и диаспоре.
Параллельно тем самым создаётся инфраструктура для нормализации и агрессии, фашизма и геноцида — не только внутри России, но и в демократическом мире.
Россияне заняты песнями о главном — о себе самих вместо того, чтобы брать на себя ответственность за свои вновь обретенные приемные родины. И ставить вопрос не о том, как их должны принимать и что им дать, а что могут дать они, чтоб хоть как-то противостоять тому злу, горю и разрушению , которое несут их бывшие соотечественники в Украине и в Европе.
И тут главный прием все той же российской власти что и на украинском фронте, при отсутствии рычагов прямого давления или успехов военных— брать измором, брать усталостью. Изнурением. А на информационном фронте—привыканием и постепенной подспудной нормализацией.
Бесконечные гастроли путинских и околопутинских звезд, тот позорный российский реванш,что творится сейчас на Олимпиаде, встречи, конференции, фильмы, нарративы, прямую и косвенную пропаганду русского мира — это то, что мы , бывшие россияне, знаем, что умеем распознавать за версту и где наш вклад в европейскую безопасность и будущее мира может быть действительно весомым.
Это война.
Нужно бить в те точки и направления, которые противник считает для себя ключевыми и приоритетными. Как делает сейчас украинские вооруженные силы— операции против самого источника агрессии, ппотив заводов , производителей дронов и ракет и топлива, против логистических узлов и многое другое.
Еще раз: информационная война— часть общей войны. И недаром именно во всё это путинская россия вкладывала и вкладывает миллионы. Статья этих расходов —на пропаганду на западе (в разных ее формах) в российском бюджете лишь растет. Растет даже быстрее военных расходов. И это , првторю, ясный указатель: направление фронта нужно бить.
Повторюсь: пропаганда , дезинформация и другие более тонкие инструменты противника всегда работают с уже существующим местным материалом и всегда паразитируют на том, что является ценностной основой общества: демократические механизмы , толерантность, мультикультурализм, образование, культура.
Все это используется россией как материал, на котором можно паразитировать, чтобы повлиять на общественное мнение в европейских странах , подорвать поддержку Украины и будущего демократического устройства мира.
Создание фона привычного присутствия и ложного ощущения безопасности даже особой культурной ценности всего русского в Европе— стратегическое направление войны русского мира.
«Мягкая сила» — это важнейшая часть этой военной диверсионной стратегии КГБ еще с советских времен. Нынешний троечник-кгбшник смог усвоить эту несложную схему. Смогли повторить и тут.
Создание альтернативного фейкового «положительного образа « страны-террориста. Подавить саму идею о необходимости сопротивления ей через привлекательную для европейцев культурную оболочку и привычные мифы. Сначала поэты и балеты, потом ракеты.
«Великая культура» как тот же повод гордости, что и «Крымнаш». Агрессивная мифология о самих себе как идеологическая основа— вечного бега по граблям разных изводов и названий российских диктатур и империй ратотает и как внутренняя.
Это не второстепенно — даже когда над европейскими аэропортами кружат российские дроны.
«Русские дома», клубы дружбы, кафедры русистики с долгоживущими мифами об «особой и великой» культуре — всё это передаётся следующему поколению «экспертов по России» и напрямую влияет на политику.
Именно здесь вклад новой и старой российской эмиграции может быть действительно весомым.
Это тот фронт, где возможна и необходима консолидация: где украинские дипломатические миссии и диаспоры могут работать вместе с россиянами в эмиграции.
Показателен кейс отмены гастролей Гергиева в Италии этим летом. Он стал возможным несмотря на изначально активное сопротивление итальянского общества именно самой идее цензуры и высокого статуса свободы культуры— именно благодаря консолидации очень разных сил— от украинских диаспор и активистов до даже того же ФБК и итальянских политиков. Это не означает содержательной консолидации позиций с этим более чем сомнительным крылом российской оппозиции (см выше). Это тактический военный союз. À la guerre comme à la guerre.
Информационная война — часть общей войны.
Это нельзя недооценивать.
Это тот участок фронта, где каждый уехавший россиянин — независимо от статуса — несёт ответственность и имеет возможность противостоять злу своей исторической родины
И напоследок маленький, легко реализуемый лайфхак — особенно если вы россиянин и вам кажется, что вы устали от войны.
Установите на свой телефон приложение Air Alert и настройте его на любой украинский город.
Ваш телефон будет днём и ночью включать сирену и предупреждение об укрытии — вырывая вас из работы, отдыха, семейного или дружеского ужина, из просмотра фильма и чаще всего из сна —в самый непредсказуемый момент.
Для вас это неопасно.Для украинцев — это ежедневная реальность уже четыре года.
И эта сирена будет лучшим ежедневным напоминанием, почему эта нужно действовать там, где мы можем прямо, прямо сейчас.
Не в последнюю очередь на фронтах информационной войны в Европе. Мы были частью того общества, теперь мы часть европейского. Мы отвечаем не только перед Украиной, но и перед своими нынешними странами за это зло. Мы, россияне исторически его породили, мы его и убьем.
Спасибо.
Катерина Марголис




