Александр РОДНЯНСКИЙ: «Главное в расследовании – не выйти на самих себя»

После триумфа украинского фильма «20 дней в Мариуполе» на премии «Оскар» российская пропаганда начала искать повод для дискредитации фильма и его автора.

И придумала.
Мстислава Чернова обвинили… в плагиате. Якобы он выдал кадр, снятый в оккупированном Донецке в 2014 году, за кадр из Мариуполя в 2022-м.

Обвинение с радостью подхватила
Z-пропаганда. Вот цитата из поста провоенной «Ридовки»:  «Украина как явление потрясет этот мир еще не раз и не два своими выпестованными качествами, к примеру, бесстыжестью, цинизмом и воровством… Недавно свой «Оскар», намоленную до сального блеска статуэтку, получил «нежданно» украинский документальный фильм «Мариуполь»… В видеоряде картины есть кадр с розовой детской курточкой, насаженной на ветку голого дерева во дворе разбитой жилой многоэтажки. Бьющая в самое сердце метафора, проверенная веками смысловая манипуляция, гарантированно заставляющая всех, у кого внутри живая душа, истово ненавидеть захватчиков, то есть русских. Но вот незадача! Это кадр уже не свежий, и совсем не свежий. И, какая неожиданность, снят вовсе не в Мариуполе. Но в ДНР, так что уже тепло! Розовую курточку на дереве видели в короткометражном фильме «Игрушки», снятом в Донецке осенью 2014 года и посвященном разрушенному детству донбасской ребятни».

Сколько пафоса, громких слов и обвинений. И как трогательно. Слеза наворачивается при чтении.

Но тут на эту «новость» обратило внимание издание «Проверено. Медиа», специализирующееся на анализе и разоблачении фейков. И проверило обвинения.

В итоге выяснилось, что…

Во-первых, любому зрителю картины ясно, что кадры с курточкой иллюстрируют не события в Мариуполе 2022 года, а размышления автора о войне, которая на тот момент продолжается уже восемь лет.
Монолог автора сопровождается как раз кадрами, снятыми в течение этих лет.

Во-вторых – и это, пожалуй, самое главное и очень показательное –
те самые кадры с курточкой в Донецке снял… сам Чернов для Associated Press.

А вот российский «документалист» в своем фильме «Игрушки» их использовал без разрешения. Проще говоря, украл. Какой молодец.

Но кого это удивит в нынешней России, где в кинотеатрах идут украденные блокбастеры больших голливудских студий под названиями российских короткометражных фильмиков, предваряющих показ.

Так или иначе, нарушили старую заповедь коррупционеров: самое главное в расследовании – это не выйти в результате на самих себя.

Вышли…

Главная / Статьи / Мнение / Александр РОДНЯНСКИЙ: «Главное в расследовании – не выйти на самих себя»