Катерина МАРГОЛИС: «Увы, что полдень, что полночь»

В богословии есть понятие апофатического определения Бога. Через отрицание: чем Он не является.

Не могу не вспомнить об этой традиции, читая российские некрологи прекрасному актеру и достойному человеку.

И опять, и опять: не продался, не скурвился… Это теперь такое апофатическое определение того, что является просто человеческой нормой…
Не убивал. Не запускал ракеты. Не приветствовал геноцид…

Недавно переписывалась с Эвой Томпсон — автором классической и пока за 20 с чем-то лет не переведенной на русский (сейчас этим занялись наши студенты) книги об имперстве русской литературе The Imperial Knowledge: Russian Literature and Colonialism, зато сразу переведенной на украинский как «Трубадури імперії.
Російська література і колоніалізм» и многократно переиздававшейся на многих языках. 86-летняя Эва прочла нам блестящую лекцию на курсе «Россия и деколонизация: введение».

Так вот, главную беду разрывности и неготовности видеть причинно-следственную связь – прежде всего, в своем собственном менталитете – даже у интеллигенции Эва видит в отсутствии Аристотелевой логики в основаниях русской культуры и литературы. Той самой, которую с пеленок воспринимает любой европеец. Силлогизм, доказательность, аргумент. Невозможность одновременной истинности А и не-А. Все, что лежит в основании эллинистической, а затем уже христианскоевропейской традиции в построении самого общества. И все, что отсутствует в российском менталитете , где нынешнее «все неоднозначно» и одновременное присутствие в голове и в картине мира самых несочетаемых идей и заведомо, противоречащих друг другу утверждений имеют глубочайшие корни. И именно поэтому Эва не считает русскую культуру европейской.

Бессубъектность, безличность, восприятие собственной истории как стихийного бедствия, хаотическое сочетание всего со всем. Все это фиксирует язык. Все это и сейчас в некрологах вижу снова и снова.

«Вот это его кошачье-неотразимое обаяние, барственная самоирония и летающие, как цветные дротики, остроты – и есть то, что согревает нас всех в непогоду, которая надолго установилась в стране».

У них в стране надолго УСТАНОВИЛАСЬ непогода.

И дальше: «Оказался человеком такой редкой пробы, что одно его появление на экране в последние годы внушало щемящую гордость».

И гордость. Пусть щемящая, но куда же без нее.

Вместо ответственности — щемящая гордость в непогоду.

Какие выборы? Какая (не)легитимность? О чем шумите вы?
При всей своей нелегитимности (я бы даже сказала а-легитимности «понятий» ГУЛАГа и подворотни) Путин безнадежно репрезентативен.

Увы, что полдень, что полночь.

Выбор — это прерогатива свободы. А свобода не бывает без ответственности. В сегодняшней РФ выбор и выборы невозможны не только сверху (это следствие), а изнутри этой тотальной алогичной безответственности, некритичности и несущих безличных конструкций тех, кому по привилегии образования, рождения и культуры должна была бы быть не чужда хотя бы причинно-следственная связь.

Количество погибших в Одессе после вчерашнего российского обстрела достигло 20 человек.

Такая вот случилась непогода…

Главная / Статьи / Мнение / Катерина МАРГОЛИС: «Увы, что полдень, что полночь»