Игорь Эйдман: Дети застоя стремительно стареют, а следующее поколение - дети перестройки
Знаете, почему путинский режим обречен, а демократические реформы неизбежны? Дело не в политике, а в демографии. Смена поколений во власти неизбежна, как наступление нового дня.
Перестройку предопределил уход сталинского поколения руководителей (Брежнева, Черненко, Андропова, Суслова, Устинова и т.д.), на место которых пришли дети оттепели (Горбачев, Ельцин, Рыжков и т.д.). Между Лигачевым и Горбачевым была не такая большая разница в возрасте, но первый сформировался как личность ещё при Сталине, а второй уже в эпоху 20-го съезда. Это, во многом, объясняет их принципиально разный подход к реформам.
Разрыв между реформаторами и консерваторами в руководстве тогда был зачастую именно поколенческим. Реформаторы — дети оттепели стремились наконец-то воплотить в жизнь мечты и надежды своей молодости. Это и предопределило демократическую перестройку и тогдашнее, к сожалению, временное поражение тоталитаризма.
Нынешняя правящая верхушка, все эти Путины, Сечины, Патрушевы, Бортниковы, Усмановы и т.д. — дети брежневского застоя, сформировавшиеся в его затхлой, лживой, вороватой атмосфере. Её они и пытаются воспроизвести в стране.
Сейчас принято идеализировать времена Брежнева. А ведь именно тогда расцвели коррупция и тотальное воровство. Помните: «Неси с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость». Героями тех времен, наиболее обеспеченными людьми были фарцовщики, каталы, шулера, директора-взяточники, дипломаты-спекулянты. Да, тогда масштабы воровства и коррупции были много скромнее, но корни нынешнего криминального государства уходят именно в ту эпоху.
Путинская верхушка начала социальную реализацию, надела форму и (или) вступила в партию в гнилой атмосфере двойной морали: лицемерного патриотизма на партийных собраниях, стяжательства и коррупции в реальности. Так, двойной жизнью они и живут до сих пор, просто аппетиты выросли на много порядков.
Дети застоя стремительно стареют. Им на пятки наступает следующее поколение — дети перестройки, те кому сейчас от 40 до 50 лет. Это люди, сформировавшиеся во времена горбачевских и ельцинских реформ, первое «не поротое» поколение уже постсоветских людей. Навальный — наиболее яркий его представитель. Но далеко не все люди его поколения в оппозиции. Многие из них уже во власти.
Они, как и Ельцин с Горбачевым во времена Брежнева, ведут себя достаточно скромно, во всем подчиняясь старшим в Кремле. Однако вряд ли они забыли сладостный вкус свободы, знакомый по временам юности. Они ждут своего часа. Когда старики отправятся на (вечный) покой, именно из детей перестройки будет, по всей видимости, сформировано новое руководство страны.
Вполне вероятно, что как и предыдущие поколения руководителей России, они обратятся к идеалам и образцам своей молодости; конкретнее, как и дети оттепели, начнут новую демократическую перестройку общества. Будем надеяться, что эта попытка будет успешней прошлых.