«Штрафы и аресты на сутки покажутся нам цветочками»

Владислав Иноземцев о решающей схватке между властью и диссидентами в 2021 году

Бессмысленно искать в конце завершающегося года более знаковое для России событие, чем выявление неумелых убийц Алексея Навального и последую­щая волна разоблачений и сливов. Можно по-разному относиться к дебатам о том, насколько убедительным или постановочным был диалог жертвы с од­ним из потенциальных киллеров; сомневаться в том, действительно ли Владимир Пу­тин был заинтересован в физическом устранении диссидента; высчитывать шансы Алексея на президентство или посмеиваться от одной такой мысли. Однако нельзя не видеть, что информационный взрыв стал частью новой российской реальности, и сейчас не важно, кто поджёг фитиль и все ли запасы тротила, находившиеся вблизи его эпицентра, уже сдетонировали.

Кремлю и лично президенту Путину предъявлено обвинение в убийстве. Опровергнуть его можно не гипотетическим отсутствием мотива, а ар­гументированным обоснованием альтернативной версии развития событий. Очевидно, что заниматься этим президент не считает себя достойным в той же мере, в какой уже двадцать лет полагает ниже своего достоинства дебати­ровать с оппонентами в ходе президентских кампаний. Чем дольше не возникает убедительной версии событий, оправдывающей подозреваемых, тем большей становится уверенность в правдивости версии обвинителя – и это не связано с данной конкретной ситуацией, просто таковы общие стандарты восприятия человеком реальности.

Таким образом, можно уверенно говорить: не существует ни возможнос­ти успешно опровергнуть предложенную версию, ни шанса на «примирение сторон». Не видно и желания Кремля отстраниться от исполнителей и выдать их за стрелочников по примеру того, как это было сделано в Саудовской Аравии после убийства Хашогги. И это, на мой взгляд, значит лишь одно: прежде немного завуалированная и остававшаяся в некоторых «рамках приличия» борьба режима с диссидентами (я употребляю это слово потому, что не вижу сегодня в России оппозиции в собственном смысле слова) перей­дёт в открытую – и бескомпромиссную – фазу. Вполне может быть, что поку­шение на Навального и не приведёт к масштабным санкциям в отноше­нии России, но это неважно: внешний мир сегодня имеет малое влияние на Кремль, и любая попытка убедить себя в обратном бессмысленна.

Накануне 2021 года мы имеем довольно понятный расклад. Российское общество разделено на три части. Первая – это диссиденты: люди с современным/европейским взглядом на мир, разделяющие базовые гуманистические ценности, не приемлющие насилия и беззакония, выступающие против сокращения пространства свободы (их позитивная програм­ма довольно расплывчата, но в целом понятна). На сегодняшний день фундаментальными особенностями этой группы я бы назвал, с одной стороны, её высокую законопослушность (никто не призывал и не призывает не то чтобы к насильственному захвату власти, но даже к радикальным несанкционированным акциям), и, с другой стороны, её надежду на «виртуальные» средства борьбы (посты, ролики, лайки, работу в соцсетях). В принципе, всё это роднит её с диссидентами 1970-х, требовавшими от советских властей со­блюдать ими же установленные законы; между тем нельзя не видеть, что в нынешних условиях законы меняются по первой прихоти правителя, и этот призыв может быть актуален лишь в небольшой степени.

Вторая часть общества – это власть, обезумевшая от своих полномочий, своего богатства и своей безнаказанности. Это не один человек и его ближайшее окружение: страна давно приватизирована большой группой лиц, которые относятся к ней как к собственности и не намерены с этим своим «имуществом» расставаться. Власть опирается на массы людей, не спо­собных к созидательной деятельности, но желающих получать «свою» часть общественного богатства за постоянно творимое над обществом насилие. Масштабы такового мы хорошо видим на примере соседней Белоруссии, и, на мой взгляд, для России это вовсе не предел, учитывая то, насколько боль­шими являются активы, контролируемые властной группировкой (в Белоруссии всё же источником обогащения выступают скорее финансовые потоки, а не собственность).

Читать далее: https://theins.ru/opinions/inozemtsev/238025

Видео
Главная / Статьи / Мнение / «Штрафы и аресты на сутки покажутся нам цветочками»