Сегодня, как предполагается, в Брюсселе будут озвучены санкции, которые Европейский Союз наложит на Россию в связи с отравлением А.Навального. Оставив в стороне запредельную по уровню лживости риторику отечественных официальных лиц, всё активнее обвиняющих самого Алексея Навального и его западных «хозяев» то ли во всамделишном покушении на жизнь российского диссидента, то ли в его инсценировке, стоит коснуться самих ограничительных мер.
Можно, конечно, порадоваться, что они коснулись таких «столпов» нынешнего режима как С.Кириенко и А.Бортникова, но куда важнее, на мой взгляд, то, что европейцы ограничились всего несколькими персоналиями и печально известным институтом-производителем российских ядовитых субстанций. Ничего такого, что могло бы угрожать фундаментальным интересам обитателей Кремля (начиная от окончательной блокировки «Северного потока-2» до тотального замораживания активов чиновников-коррупционеров в Европе) не случилось. И, что особенно значимо, не могло случиться.
Мне кажется, что время, когда стоило беспокоиться относительно санкций против России (или надеяться на них), прошло. И прошло оно даже не потому, что санкции показали свою неэффективность (а это чистая правда, так как для достижения результата они должны быть очень решительными, на что на Западе никто не пойдёт), а скорее потому, что в мировых столицах постепенно убеждаются: самая большая «санкция» в отношении России состоит в оставлении её одной на одну с проблемами, самой ею созданными.
За последнее время таких, замечу, очень много. Во внешней политике Москва долго позиционировала себя как гарант стабильности на постсоветском пространстве. Сейчас она столкнулась как минимум с тремя серьёзными проблемами – в Белоруссии, где А.Лукашенко не сможет сохранить власть, а имидж Кремля как его защитника находится «ниже плинтуса»; в Закавказье, где Россия не может определиться со своей позицией в карабахском конфликте; а с недавних пор ещё и в Киргизии, где дестабилизация вовсе ещё не преодолена. Хорошего выхода из всех этих ситуаций нет и не предвидится, и любые внешние санкции не навредят Кремлю так, как он способен навредить себе сам. В ситуации с ковидом Россия также, на мой взгляд, плодит ошибки, сообщая о выпуске уже нескольких «высокоэффективных» вакцин и своей готовности обеспечить ими чуть ли не весь мир – ведь более чем вероятный провал этих чудодейственных средств поставит перед Кремлём очень сложную проблему объяснения того, почему важнейшая социально-экономическая задача снова свелась к пиару и распиливанию бюджета малокомпетентными менеджерами. Наконец, на экономическом фронте правительство не намерено отвечать на новую волну пандемии серьёзными ограничениями – и это означает, что в относительно недалёкой перспективе ныне оптимистичные прогнозы о сокращении ВВП всего на 4,1% сменятся куда более тревожными. Продолжающееся падение реальных доходов населения, внесённый в Думу бюджет, в котором ничего не говорится, например, об индексации пенсий работающим пенсионерам, зато много сказано о необходимости сокращения расходов – всё это куда более важные факторы, чем какие-то внешние санкции.
На мой взгляд, сейчас российский режим находится на явно нисходящей фазе; новостей, которые могли бы его поддержать, с начала года практически не появлялось. Да, его агрессивность как на внешнеполитической арене, так и (даже в большей степени) в отношении собственных граждан будет расти – но санкции на этом фоне выглядят весьма малозначительным фактором, позволяющим скорее мобилизовывать россиян на поддержку власти, чем дискредитирующим её.
Экономические и политические процессы даже в нашем динамичном мире развиваются подчас намного медленнее, чем этого ожидают. Радикально изменив курс страны в 2012-2014 годах, В.Путин встал на путь, который ведёт Россию к упадку и деградации. Никакие санкции и ограничительные меры не ускоряют эти процессы так, как политические и экономические решения Кремля – и мне кажется, что на Западе начинают понимать: нужно защищаться от России, но не защищать её от самой себя. Образумить страну, пытающуюся совершить суицид, невозможно – это сегодня становится совершенно понятно. Поэтому стоит ожидать того, что санкционная повестка дня будет постепенно свертываться – независимо от того, чем закончатся выборы в США, какими будут настроения в Европе и даже от того, какие новые безрассудные шаги предпримет Кремль. Как я говорил уже довольно давно, Запад уходит от попыток изменить нынешний российский режим и задаётся менее амбициозной, но более реалистичной целью – просто его пережить…
Владислав Иноземцев