Пандемия коронавируса, охватившая современный мир, конечно, не могла быть проигнорирована российской пропагандой. Недавно несколько российских экспертов из числа независимых журналистов и публицистов прокомментировали порталу EUvsDisinfo, какими они…
Пандемия коронавируса, охватившая современный мир, конечно, не могла быть проигнорирована российской пропагандой. Недавно несколько российских экспертов из числа независимых журналистов и публицистов прокомментировали порталу EUvsDisinfo, какими они видят основные тенденции освещения кризиса в подконтрольных Кремлю СМИ. Исходя из их комментариев и анализа конкретных примеров российской пропаганды, попробуем выделить основные цели, которых пытается добиться Кремль, спекулируя на теме пандемии.
Дискредитация Запада в сравнении с Россией
Как прогнозировал несколько дней назад российский журналист и исследователь Академического центра им. Бориса Немцова в Праге Александр Морозов, главный нарратив российских СМИ будет посвящен тому, что «российские власти спокойно и успешно борются с вирусом, а в Европе и США правительства создают истерику, совершают ошибочные действия, вызывающие критику населения«. «На внутреннюю аудиторию это будет развернуто как целостная картина превосходства Москвы и беспомощности Запада«, – отмечает он.
Как показывает практика, этот прогноз полностью воплотился. Заявления о том, что Россия вовремя предприняла превентивные меры, и именно поэтому показатели числа инфицированных в ней так низки в сравнении с Европой и США, были подхвачены даже ведущими американскими СМИ. Логично, что подозрительно низкие цифры вызвали скепсис у многих как российских, так и зарубежных комментаторов, что моментально было использовано пропагандой.
Так, российский «политолог» Евгений Сатановский заявил, что «в условиях кризиса и паники из-за коронавируса так называемые западные демократические державы проявили полное бессилие и нежелание оказывать взаимопомощь. При этом они готовы тратить силы на то, чтобы «заклевать» страны, справляющиеся с трудностями на порядок лучше них самих, например, Россию«.
При этом даже если предположить, что российские чиновники не скрывают намеренно число заболевших, выявить всех больных в условиях российской медицины просто невозможно. Речь идет не только о качестве тестов, но и о практически недоступности любых качественных медицинских услуг в российской глубинке. Еще в апреле 2017 года даже официальный кремлевский сайт «Вести» признал, что в России массово закрываются больницы и поликлиники. Не лучше обстоят дела и у желающих лечиться дома. Еще в начале 2016 года уральцы жаловались на увеличение смертности даже из-за банального гриппа, вызванного отсутствием импортных лекарств.
Примерно в то же время появились сообщения об остановке производства недорогих жизненно важных лекарств в самой России. Осенью 2017 года даже проправительственная газета «Известия» вынуждена была констатировать, что в аптеках и больницах есть только 65% наименований из перечня жизненно необходимых препаратов. Как отмечается в статье, ни в одном субъекте Федерации не представлены все медикаменты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Представить, что в таких условиях каждая провинциальная поликлиника из числа еще открытых будет снабжена качественными тестами на новый вирус, просто невозможно.
Нельзя сбрасывать со счетов и российскую страсть к «потемкинским деревням». По словам председателя профсоюза «Альянс врачей» Анастасии Васильевой, власти скрывают случаи заболевания коронавирусом, выдавая их за пневмонию или тяжелые респираторные инфекции. К слову, по данным Росстата, случаи заболевания пневмонией в январе 2020 года в Москве выросли на 37% по сравнению с годом ранее.
Тем не менее, подобная ситуация выгодна для российских властей, поскольку доказать количество неявленных случаев болезни в принципе невозможно как раз по причине их невыявленности, а значит, Москва может продолжать бравировать низкими цифрами.
Дискредитация демократии и западного мира как таковых
Как отметил в уже упомянутом интервью журналист Андрей Архангельский, все тезисы прокремлевских СМИ в итоге представляют собой «атаку на саму идею демократии, на открытое общество«. Отличие этой цели от предыдущей в том, что в этом случае Запад позиционируется не как слабый, беспомощный и неспособный справиться с трудностями, а как хладнокровное и расчетливое зло.
Так, один из уральских «патриотических блогеров», известный травлей диссидентов и распространением кремлевской пропаганды далеко за пределами Урала, очень хорошо сформулировал этот нарратив, многократно повторяемый центральными каналами: «Польша, вслед за Чехией и США, отжала гуманитарный груз средств защиты для Италии. Евросоюз все больше отчетливо напоминает змеиное кубло, запертое в стеклянной банке, «умри ты сегодня, а я завтра«. Таким образом, ЕС и США упрекаются уже не только в том, что не помогают Италии, но и в том, что сознательно убивают ее.
Близкий к российскому Минобороны сайт «Военное обозрение» пошел еще дальше и занялся распространением конспирологических теорий о том, что пандемия была сознательно запущена «глобальными элитами», чтобы списать на нее крах западной цивилизации.
«Коронавирус стал «гитлером» нашего времени, на который можно повесить все грехи и ошибки глобальной элиты (де-факто мафии)… Падает все! И эти процессы, очевидно, скоординированы. Западные элиты были подготовлены заранее, обрушение было согласовано. Таким образом, коронавирус – это составная часть большой игры. Операция прикрытия, завеса, за которой глобальные элиты спрятали «перезагрузку матрицы«, – уверяет автор.
Попытка провести удобную для Москвы повестку по другим вопросам
В самом начале пандемии, когда ее грядущие масштабы еще не были очевидны ни обществу, ни даже специалистам, российские оппозиционеры справедливо опасались, что страх перед вирусом может стать поводом для продолжения наступления на гражданские права, в частности, запрета акций протеста. Когда же стало очевидно, что проблема серьезна, и европейские государства один за другим принялись закрывать границы и вводить карантин, Кремль не преминул воспользоваться ситуацией и обвинить своих критиков в применении двойных стандартов в отношении одних и тех же действий, совершаемых разными странами.
Более того, решив «выжать максимум» из ошибки своих противников, российская пропаганда экстраполировала этот случай на все другие обвинения со стороны оппозиции и Запада, включая сбитие «Боинга» МН17, отравление Скрипалей, вмешательство в выборы в Соединенных Штатах и т.д., представив их все в виде «информационной войны против России». Кроме этого, под предлогом борьбы с «фейками о коронавирусе» активизировалась кампания борьбы со всеми видами информации, называемой российскими властями «фейками», включая доклад организации «Репортеры без границ» об ущемлении свободы слова в России. При этом инициатор кампании Александр Малькевич требует максимально жестких и публичных наказаний за распространение «фейков».
Инициирование нового витка травли диссидентов
В данном случае речь идет не о запрете публичных мероприятий, который, как уже отмечалось, вполне обоснован в условиях пандемии, а о попытках обвинить оппозицию в распространении болезни. В частности, профессор философского факультета Высшей школы экономики Олег Матвейчев публично призвал «вернуть 37-й год», то есть массовые репрессии в отношении «либералов».
«Нужен 37 год… Вот именно эта сволота потом заражает других. Именно из-за этой либеральной сволоты умирают наши близкие. Они не просто опасны как 5 колонна в информационной войне. Они прямо нас убивают. И поэтому должны быть уничтожены хирургическим путем… Вся подписота Навального. Все участники митингов и иные подписчики оппозиционных пабликов«, – призывает профессор. Напомним, что предлогом для создания нацистами Варшавского гетто в 1940 был миф о том, что евреи якобы являются переносчиками инфекционных заболеваний.
Отдельная кампания по дискредитации Украины
В отличие от российских, украинские власти и СМИ не скрывают, что в стране действительно не хватает тестов для выявления всех случаев заражения, и поэтому Киев пошел на суровые карантинные меры, формально не соответствующие официальному количеству больных. Россия, со своей стороны, пытается представить Украину «опасностью для всего цивилизованного мира» и спекулирует на том, что ЕС якобы не станет возобновлять безвизовый режим с Киевом и после окончания карантина. При этом попытки представить ситуацию в Украине намного хуже российской в этом случае рассчитаны, скорее всего, в первую очередь на крымчан, которые по свидетельству многих обозревателей значительно разочаровались в России за последние 6 лет.
Тем не менее, вряд ли российская пропаганда достигнет желаемого эффекта, особенно с учетом того, что эпидемиологическая обстановка в самой России ухудшается с каждым днем. Люди, сосредоточенные на собственном здоровье и безопасности, гораздо меньше интересуются происходящим в других странах, а Россия никогда не была страной, в чьи приоритеты входило здоровье собственных граждан.