«Причастие Буйвола»

Александр Скобов: Культ танка – не просто милитаристский "культ оружия", а символ агрессивного насилия

Как всегда, точный и лаконичный текст Игоря Эйдмана о «культе танка» и шире – о «религии войны», торжествующей в путинской России. И, как обычно, хочу его немного дополнить.

Культ танка – это не просто милитаристский «культ оружия». Танк – в первую очередь, оружие наступательное, предназначенное для захвата чужой территории. Это символ агрессивного насилия. А еще это идеальный символ подавления. «Танки идут по Праге» и давят «Пражскую весну». Давят порыв к свободе. Недаром в эротических фантазиях «рашистов» постоянно присутствует вожделенная мечта о том, как несогласных «наматывают на гусеницы». Как на Тянаньмынь.

Культ танка с самого начала играл огромную роль в формирующейся идеологии и эстетике «рашизма». Великая Победа, говорите? Я наблюдал, как по мере пробуждения имперского реваншизма прилавки российских магазинов заполняли немецкие «Пантеры» и «Тигры». Игрушки, модельки, конструкторы, глянцевые иллюстрированные альбомы. Спрос на них был очень большой. Все любители «поиграть в танчики» откровенно «тащились» именно на этих «марках», по дизайну более хищных, свирепых, злобных и «давящих», чем советские. Эстетика нацистского Рейха пришлась русскому имперскому реваншизму как нельзя впору. Как будто на него была сшита.

Поклонение танку – это то самое «Причастие Буйвола» из «Бильярда в половине десятого» Генриха Бёлля. Именно это «Причастие Буйвола» принимает имперско-крепостнический «русский мир». Цивилизация подавления человеческой личности. Цивилизация лагерных вертухаев. Цивилизация хищного звериного эгоизма и бездуховности. Цивилизация, поклоняющаяся смертоносному железу. Цивилизация сапога, нагайки и танка.

Этой цивилизации можно ответить только словами песни, тоже культовой. Песни военно-антивоенной. «Их надо сбросить с перевала». Имперско-крепостнический «русский мир» должен уйти из истории.

Главная / Статьи / Мнение / «Причастие Буйвола»