Победили ли «путинцы» на выборах в Латвии?

Непростая арифметика новой коалициады латвийского Сейма

В субботу, 6 октября, в Латвии прошли выборы в местный парламент Сейм (Саейма) 13-го созыва. В 16:57 воскресенья стали известны итоговые данные выборов и точное количество мест, которое получат в парламенте семь партий и объединений, сумевших преодолеть 5-процентный барьер. Уже с понедельника начинаются предварительные консультации о том, кто сформирует правящую коалицию, а значит –будет руководить страной. Поскольку Латвия, согласно Конституции (Сатверсме), является парламентской республикой.

Эта страна очень важна для Украины. В условиях продолжающейся российской агрессии, давления, она занимает принципиальную позицию поддержки нашего государства – политической, дипломатической. С другой стороны, Россия во время каждых европейских выборов пытается найти слабое звено, чтобы прорвать «санкционный фронт» Евросоюза. Пока не очень удается, хотя на поддержку союзнических партий затрачиваются огромные усилия…

И последнее, что нужно знать перед рассмотрением раскладов местной коалициады. Сейм состоит из 100 депутатов. Поэтому для формирования коалиции, которая бы не зависела от ситуативного голосования, нужно иметь как минимум 51 голос. Итак, смотрим на итоговую схему выборов-2018, узнаем, кто есть кто и прикидываем варианты.

ПОБЕДИЛА ЛИ ПРОРОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ?

После подведения первых итогов выборов информполе запестрело заголовками. «На выборах в Латвии победило «Согласие»», «Пророссийская партия выиграла латвийские выборы». Чисто формально, такой заголовок цифрам не противоречит. Но, по сути – он не совсем точен. Четверть населения Латвии составляют русские, а количество русскоязычных превышает 30 процентов. В свою очередь, российское ТВ, радио, бумажная пресса, паразитируя на западных стандартах свободы слова, свободно распространяются на территории страны.

Поэтому более-менее консолидированная пророссийская политическая сила (в настоящее время – это «Согласие») стабильно набирает на здешних выборах наибольшее количество голосов, то есть вроде как «выигрывает выборы». Однако остальные партии и объединения договариваются о том, что не будут вступать в союз с данной политсилой и создают правящую коалицию без участия пророссийской партии. Поэтому и очередная «победа» оказывается очень условной. Тем более, что «Согласие» сейчас даже уменьшило свое представительство в Сейме. В прошлом составе было 24 депутата, сейчас – 23.

Соответственно задача союзных Кремлю сил была в том, чтобы найти еще под три десятка голосов для формирования прокремлевской коалиции. И эта задача – совсем не простая. По крайней мере, из партий, накануне выборов претендовавших на прохождение в Сейм, лишь одна заявляла, что в принципе может пойти на союз с «Согласием». Это недавно созданная популистская партия «Кому принадлежит государство?» (KPV LV). И она достигла большого для себя успеха, заняв второе место на выборах, проведя в парламент 16 депутатов. Но 23+16=39. Однако найти третьего партнера для коалиции, который дал бы, как минимум, 12 голосов, – сложно, почти невозможно. Следовательно, задача введения «Согласия» в правящую коалицию, скорее всего, опять остается нерешенной и откладывается на будущее.

Ну и важная деталь напоследок. Для того, чтобы оттенить деятельность «Согласия», как, якобы солидной левой (социал-демократической) европейской партии, здесь существует Русский союз Латвии, занимающий более радикальные позиции. Но он не поддерживается пророссийскими медиа так же энергично, как «Согласие», и поэтому шансов на прохождение в парламент не имеет.

КАДРЫ ДЛЯ КОАЛИЦИИ

Третье место на выборах, совсем немного отстав от второго, заняла «Новая консервативная партия» (НКП). Она была создана накануне прошлых выборов, четыре года назад, но набрала силу лишь сейчас. Недруги называют ее правопопулистской, но на самом деле популизм «новых консерваторов» не так велик, чтобы делать шаги навстречу «Согласию». По крайней мере, в Рижской городской думе НКП принципиально оппонирует коалиции, возглавляемой «Согласием» и ее лидером, рижским мэром Нилом Ушаковым.

На четвертом месте (13 депутатов) – недавно образованная партия «Развитие/За!». Ее создали достаточно авторитетные политики праволиберальных взглядов. И если роспроп называет «Развитие/За!» соросовским проектом, то, согласитесь, это уже является неплохой рекомендацией.

Пятое место, совсем немного отстав от четвертого, заняло «Национальное объединение» (тоже 13 депутатов). В отличие от многих западноевропейских правых, за традиционалистской риторикой которых прячутся кремлевские уши, латвийское «Национальное объединение» является принципиальным противником путинского режима. (Хочется, кстати, заметить, что на мероприятиях украинской диаспоры в Латвии активисты этой политсилы являются самыми частыми и массовыми участниками).

По сравнению с прошлыми выборами, националисты потеряли 4 голоса. Но это, увы, общая беда трех партийных объединений, составлявших правящую коалицию уходящего в историю 12-го Сейма. Причем потери «Национального объединения» тут оказались наименьшими. «Единство» раньше имело 23 депутата, а сейчас (под брендом «Новое единство») – лишь 8 (-15!). Союз зеленых и крестьян (президент Раймонд Вейонис и премьер Марис Кучинскис являются представителями именно этой силы) имел 21 депутата, сейчас лишь 11 (-10!).

СТАРЫЕ ИГРОКИ И ЗАПРОС НА ОБНОВЛЕНИЕ

С понедельника начнутся партийные переговоры, торги и консультации. А через две недели президент Раймонд Вейонис начнет общение с партиями-победителями, чтобы понять, какая может сложиться правящая коалиция…

Латвийские политологи с глазами, косящими в сторону Кремля, сходу занялись дискредитацией прошедших выборов. Они говорят, что семь партий – это слишком много, что сформировать устойчивую коалицию не получится, а значит – получившийся парламент и правительство априори будут малоэффективными. Некоторые вообще прогнозируют новые выборы из-за, якобы, принципиальной невозможности создать коалицию.

Ну и, конечно же, опять в который раз звучат слова – «без участия «Согласия» никакая парламентская коалиция не будет устойчивой». Лучшим опровержением последним словам является ответ одного из лидеров KPV LV о том, возможен ли по итогам выборов союз с «Согласием»: «На данный момент две эти партии не могут сформировать правительство, поэтому этот вопрос не важен». Не важен, ребята! Так о чем тогда речь?!

Вполне естественно, что инициативу на формирование коалиции, скорее всего, возьмут KPV LV и Новая консервативная партия, вместе уже имеющие 32 голоса. Но смогут ли они договориться – две новых амбициозных политсилы?.. Важно также, что многим для обновления имиджа будущей новой коалиции не хотелось бы брать в нее Союз зеленых и крестьян, чтобы таким образом оставить за бортом новой власти действующих президента и премьер-министра Латвии.

А вот тут есть подсчеты очень простые, но ведущие к основательным выводам. Вполне реальной могла бы, скажем, быть такая коалиция – без участия «Согласия», а также малопонятных популистов. Новая консервативная партия (16 голосов), националисты (13), «Развитие/За!» (13), «Новое «Единство»» (8). Но! 16+13+13+8=50. Пятьдесят из ста. То есть для коалиции не хватает одного голоса.

Если же добавить в этот коктейль «Союз Зеленых и Крестьян», то получится, что новая коалиция – это все три правящих объединения коалиции прошлого сейма (на этих выборах изрядно похудевших) плюс две новых партии. Но такой набор, видимо, будет с самого начала раздражать среднего избирателя, хотевшего перемен, а получившего в итоге слегка подновленный фасад старого здания.

Если же отталкиваться именно от такого запроса на перемены, то, наверное, стержнем коалиции должны быть все три новых игрока в латвийском Сейме – «новые консерваторы» (16), KPV LV (16) и «Развитие/За!» (13). Это уже 45 голосов. А к ним, видимо, могут добавиться либо «Новое «Единство»» (8), либо «Национальное объединение» (13), что даст нужное большинство (либо и то, и другое – тогда большинство станет более солидным). Но при этом не будет ощущения, что у власти остались все те же старые лица.

Думается, события будут развиваться именно в этом направлении. Хотя, конечно, большее количество «игроков» усложняет ведение коалиционных переговоров. Но в парламентских демократиях это не такое уж редкое явление.

…Да, а что все это означает для Украины? Только то, что преемственность генерального политического курса Латвии сохранится. Так что наш партнер и союзник останется с нами.

Олег Кудрин, Рига.

Главная / Статьи / Мнение / Победили ли «путинцы» на выборах в Латвии?