Кямран Агаев: как олигархи шакалят у правительств
Помните обвинения, которые в своем приблатненном стиле бросил Путин в адрес оппозиции, мол, она «шакалит» у иностранных посольств и фондов? Честных, неравнодушных людей, которые не согласны с обанкротившимся курсом, высказывают противоположные мнения и ничего не просят у государства, президент страны бесцеремонно называет шакалами!?
А как тогда назвать глав российских госкомпаний и корпораций, всевозможных олигархов, которые, попав под антипутинские санкции, не находят ничего лучшего, как обращаться за помощью к правительству? Мы хорошо помним, как в самом разгаре санкций после Крыма и Донбасса глава «Роснефти» Сечин имел наглость запросить у правительства аж 1 трлн. рублей на, якобы, покрытие убытков от санкций, а на деле от неэффективной работы. Парадокс в том, что именно санкции и ограничительные меры со стороны США и ЕС пролили свет на подлинное положение дел в российской экономике и промышленности, «достижения» которых без устали расхваливал Путин.
Супербогатые люди, сколотившие своё состояние в немалой степени из-за проявления лояльности кремлевскому режиму, верноподданнических настроений, патриотической риторики, крымнашизма и прочих пропутинских деяний полагают, что имеют право на дополнительный бюджетный пирог и без того обкусанный со всех сторон.
В очередь за господдержкой недавно встал ещё один «эффективный» олигарх, глава корпорации «Силовые машины» А. Мордашов. Напомним о том, что «Силовые машины» попали в санкционный список после скандала с поставкой в Крым газовых турбин, которые произвело совместное предприятие компании с Siemens. На апрельском заседании возглавляемой Медведевым правительственной комиссии по импортозамещению Мордашов стал жаловаться на проблемы своей компании с ликвидностью.
В выступлении на заседании Мордашов сообщил о том, что банки отказываются проводить платежи компании в долларах, а из-за необходимости переводить операции в другие валюты у «Силовых машин» выросли издержки. Он просил о льготном финансировании проектов компании через Российский экспортный центр — до 85 процентов от суммы проекта. Также он считает, что Центробанк РФ мог бы рекомендовать банкам предоставлять льготные кредиты компаниям, попавшим под ограничительные меры. «Кроме того, Мордашов просит запретить госкорпорациям, в частности, «Росатому», «Газпрому», » ИтерРАО» и «Ростеху» требовать у «Силовых машин» предоставления госгарантий.
Кроме того, Мордашов также просил правительство предоставлять компании госгарантии тогда, когда этого требуют ее заказчики. И лишь в заключении, после сплошных жалоб и просьб он высказал запоздалую мысль и предложил создать в России собственную технологию газовых турбин и центров развития персонала. Хотя не это больше всего беспокоит самого богатого человека России. Дело в том, что с начала 2018 года глава «Силовых машин» и одновременно председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов потерял $362 млн. С состоянием в $19,3 млрд. он занял 47-е место в рейтинге Billionaires Index по версии агентства Bloomberg.
То что российские олигархи думают лишь о своих собственных интересах и им глубоко наплевать на потребности страны и ее населения говорит тот факт, что ещё один «пострадавший» от санкций бизнес-запутинец решил оставить россиян без импортных прохладительных напитков. Глава «Ренова» В.Вексельберг, попавшего под санкции США, направил в российское правительство обширный список мер поддержки собственных активов. В частности, в их числе значится запрет на импорт прохладительных напитков.
По информации «Коммерсанта», «Ренова» таким образом хочет оказать поддержку входящему в ее состав «Байкал холдингу». Помимо этого, группа Вексельберга ожидает содействия и преференций в получении госзаказов для своих промышленных и девелоперских активов и различных таможенных льгот. Кроме того, «Ренова» просит рефинансировать в госбанках полученные ею на Западе кредиты на 820 миллионов евро под залог акций компании «РУСАЛ» без привязки к их рыночной стоимости, «не отражающей их фундаментальную стоимость».
В США 22 апреля заморозили активы «Реновы» на общую сумму от 1,5 миллиарда до 2 миллиардов долларов. По сообщению РБК, со ссылкой на «Bell», Вексельберг обсуждал заморозку счетов, риск остановки предприятий в Европе, резкий рост стоимости кредитов и невозможность проводить долларовые платежи в адрес кредиторов с премьер-министром России Медведевым.
Таким образом, попавшие под персональные санкции олигархи просят о помощи у государства. Если правительство пойдет на эту авантюру и начнет поддерживать подлинных шакалов – это будет означать лишь разбазаривание ресурсов, когда сотни тысяч людей работают на благосостояние одного конкретно взятого олигарха, зарегистрировавшего компанию в оффшоре.
Отметим что во всём мире нахождение головных компаний в оффшорной собственности является не то, что дурным тоном, а совершенно недопустимым и в отдельных случаях даже преступным. Кроме того практика многих цивилизованных стран, где развит частный сектор и предпринимательство, говорит о том, что бизнес-структуры получают господдержку не по политическим мотивам и лояльности отдельных лиц, а на конкретные экономические цели, в частности, расширение экспорта. Причем используются не бюджетные ресурсы – для этого создаются специализированные банки, которые выдают средства под гарантию правительства.
В России же ситуация совсем иная. В условиях импотентного парламента и ручного правительства все решает Путин, для которого санкции – удобный инструмент держать на поводке глав госкомпаний и банков, шакалов-олигархов, которых абсолютно не волнует тот международный позор, в котором они все находятся: «бизнес, ничего личного». Коллективное издевательство над страной и ее жителями продолжается.