Александр Скобов о причинах провала в Афганистане
Если попытаться дать произошедшему в Афганистане общеполитическую оценку, то это очень крупное, глобальное во всемирном масштабе поражение сил прогресса и модернизации.
Поражение, которое им нанесли силы архаики и антимодернизации, эти мракобесные силы сейчас пытаются вести наступление на цивилизацию модерна и в целом ряде случае их контрнаступление оказывается успешным. Сейчас в Афганистане они совершили крупный прорыв не потому, что они такие сильные и непобедимые, а потому, что цивилизация оказалась несостоятельна в очень многих вопросах. Слабости сил цивилизации привели к тому, что талибы вновь захватили практически полностью власть в Афганистане.
Нужно очень серьёзно разбираться с причинами этого поражения и придётся признать многие неприятные для нас вещи. В чём так зримо проявилась несостоятельность цивилизации? Совершеннейший провал какого-то прогнозирования ситуации, планирования — разведывательного, аналитического, политического — со стороны каких-то американских служб, которые должны этим заниматься. Сначала они говорили, что созданный при их поддержке режим продержится. Потом очень быстро стали говорить, что 2-3 месяца продержится после ухода американских войск. А оказалось, что он не продержался и нескольких дней и американские войска даже ещё не успели выйти. И вся эта политическая конструкция, которая выстраивалась в Афганистане при поддержке и при помощи в первую очередь американцев, рассыпалась в пыль как карточный домик как только стали уходить американские войска, которые не участвовали там активно в военных действиях. Они в основном с тыла прикрывали. Как только они перестали обеспечивать тыл нынешней афганской армии, она просто разбежалась. Это позорнейшее поражение.
Но несостоятельность планирования и прогнозирования — это только часть проблемы, она глубже. Проблема в том, что современная цивилизация так и не смогла найти какой-то способ помощи в модернизации архаическим обществам. Афганистан, безусловно, является одним из самых архаических обществ в сегодняшнем мире. Какой-то формы, которая бы обеспечила прочность этих модернизационных процессов, так и не нашли. Символично позорное бегство из страны президента Гани, блестящего представителя ооновской либеральной бюрократии, современной международной элиты. И нельзя сказать, что там совсем не было успехов модернизации. Между прочим, за 20 лет присутствия американцев в Афганистане, детская смертность там снизилась в несколько раз, значительно снизился процент неграмотных среди населения — какие-то успехи были. И тем не менее, новая прослойка, связавшая себя в Афганистане с модернизационными процессами, оказалась не готова защищать свой образ жизни.
Если цивилизованное, модернизированное общество будет полагаться исключительно на своё превосходство в экономических ресурсах, технологиях, знаниях, науке, в уровне благосостояния и комфорта, на всё то, на что в основном оно полагалось, оно не будет иметь шансов победить в противостоянии варварским обществам. Потому что, оказывается, есть вещи посильнее всего этого. Это приверженность каким-то ценностям. Как ни относиться к мрачному религиозному фанатизму этих мракобесов и изуверов, но, да, у них есть ценности, за которые они готовы на всё. Если западное общество не найдёт в себе силы вспомнить о ценностях, не сводимых к благосостоянию, комфорту и экономическим выгодам, тогда оно сможет противостоять реваншу архаики.
Александр Скобов,