Расследование конвейера убийств, задуманных Лукашенко

Расследование брюссельского издания EUobserver показало, что Александр Лукашенко отдал приказ белорусским спецслужбам организовать несколько убийств на территории Евросоюза. Жертвами должны были стать противники режима Олег Алкаев (бывший директор белорусской тюрьмы), Владимир Бородач (бывший полковник) и Вячеслав Дудкин (бывший начальник антикоррупционной службы), постоянно проживающие в Германии. Кроме того, КГБ вел слежку за журналистом Павлом Шереметом и может быть причастным к его убийству.

В распоряжении издания оказалась аудиозапись секретного совещания белорусского КГБ, прошедшего 11 апреля 2012 года (ее можно послушать на сайте EUobserver). Во время встречи тогдашний председатель КГБ Вадим Зайцев проводил брифинг для членов седьмого отдела «Альфа-группы», подпольной оперативной группы, которую Зайцев создал для борьбы с политическими противниками режима.

Голос на аудиозаписи, предположительно принадлежащий Зайцеву, сообщает, что Лукашенко вложил «более 1,5 млн долларов на специальный счет» для теневых операций такого типа и хотел «увидеть некоторые результаты». По словам человека, проводившего встречу, необходимо позаботиться, чтобы на месте преступлений не осталось следов, которые могли бы привести к КГБ. 

«Понятны методы, которыми мы должны будем… где кого утопить, где кого расстрелять — это понятно. А как спровоцировать естественный подрыв, как спровоцировать естественный пожар, убийство, и все остальные вещи… » – сказал он.

Кроме того, аудиозапись также содержит обсуждение убийства журналиста белорусского происхождения Павла Шеремета, который в то время проживал в России.

«Вот по Шеремета нужно сработать», – сказал Зайцев. Убийство Шеремета должно было послужить публичным сигналом. 

«Сделаем закладку какую-то, и так далее, чтоб эта крыса ни рук, ни ног не собрала. Все чтобы было натуральным образом, но это не так воздействует на сознание людей». 

Внутренний отчет КГБ о слежке, который также попал в руки EUobserver, подтверждает информацию, что Беларусь установила наблюдение за Шереметом в Москве. Шеремет был убит в Киеве взрывом заложенной в автомобиле бомбы 20 июля 2016 года. 

Четыре года спустя Украина до сих пор не поймала людей, которые это сделали.

Низкое качество аудиозаписи не позволило определить с помощью технической экспертизы, действительно ли записанный голос принадлежит Вадиму Зайцеву. Однако голос и манера речи очень похожи на бывшего руководителя КГБ, чьи выступления можно найти в открытом доступе на Youtube. В то же время эксперты, проводившие экспертизу, не увидели следов того, что сама аудиозапись была изменена. 

Аудиозапись совещания из кабинета Зайцева, а также отчет о слежке за Шереметом, изначально попали в руки Игоря Макара, активиста белорусской оппозиции, который и отправил их в EUobserver. 

«Я готов дать показания в суде, что записанная с помощью прослушки запись является подлинной, и Зайцев является докладчиком в аудиофайле, – заявил Макар. – Я готов рискнуть жизнью, чтобы [белорусский] народ мог быть свободным, чтобы помочь свергнуть режим Лукашенко».

Макар – бывший офицер спецназа Беларуси, но теперь скрывается в ЕС. По его словам, когда он впервые получил запись КГБ от своих знакомых еще в 2012 году, он незаметно поделился ею с американским дипломатом в ЕС, имя которого отказался назвать. Он сделал это в надежде защитить Алкаева, который был его другом, а также других намеченных жертв в списке убийц КГБ.

Восемь лет спустя, Макар решил предать этот аудиофайл огласке из солидарности с протестующими гражданами Беларуси, которые с августа 2020 года пережили, по его словам, четыре месяца «избиений, пыток, изнасилований». 

EUobserver также связался с другим белорусским источником, который не пожелал называть своего имени, но тоже сообщил, что при необходимости даст показания в суде, что встреча КГБ 11 апреля 2012 года действительно имела место, что Зайцев был там и аудиозапись подлинная. 

Олег Алкаев тоже подтвердил версию Макара. После того, как запись попала к американскому дипломату в ЕС, немецкие власти предупредили его, что он находится в опасности, и предоставили особую защиту, порекомендовав не покидать страну.

Ни одно из трех обсуждавшихся в записи убийств так и не произошло, а в ноябре 2012 года Зайцев покинул свой пост в КГБ. Он стал директором белорусской телекомпании Cosmos TV.

Было ли расформировано седьмое отделение «Альфа-группы» и причинило ли оно кому-либо вред, неизвестно. Доказательств того, что оно имеет отношение к убийству Павла Шеремета (помимо установленного факта слежки за ним и обсуждения возможного взрыва), тоже пока нет. 

Однако сам факт обсуждений подобных планов говорит о том, что режим может причинить вред как белорусским политэмигрантам в Европе, так и гражданам ЕС (в качестве одного из способов устранения нежелательных лиц назывался взрыв, в котором могли пострадать случайные прохожие).

Евросоюз отказался комментировать публикацию EUobserver: «У нас нет комментариев по поводу этой публикации, и наша политика в отношении Беларуси очень хорошо известна. Мы не будем комментировать это сообщение», – заявил официальный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер. 

Между тем, украинская полиция заявила, что собирается изучить вновь открывшиеся обстоятельства убийства Павла Шеремета. Согласно официальному заявлению, публикация EUobserver – лишь часть новых материалов, которые им удалось получить по линии разведки. 

Белорусский политолог Дмитрий Болкунец в интервью «Московскому комсомольцу» заявил, что утечка и публикация аудиозаписи говорят о том, что силовики «сливают» Лукашенко.

«Это уже не первый слив из белорусских силовых органов, – отметил он. – И свидетельствует он лишь о том, что силовики (даже те, которые работают в белорусском КГБ) «сливают» Лукашенко, так как не видят в нем политика, у которого есть будущее в Беларуси. Поэтому я думаю, что в ближайшее время будут обнародованы еще более громкие материалы, связанные с преступлениями режима Лукашенко».

Александра Аппельберг, по материалам зарубежных СМИ. Maxim Guchek/BelTA Pool Photo via AP

Видео
Главная / Статьи / Расследование конвейера убийств, задуманных Лукашенко