Страх перед множественными лояльностями

Обсуждение отдельных поправок к Конституции перестало кого-либо интересовать: всё свелось к увековечению правления В.Путина. Однако я бы всё же хотел обратить внимание на один момент, подчёркивающий всю убогость сознания и мироощущения авторов предлагаемых к внесению в текст Основного закона изменений. Речь идёт об исключении из числа «ответственных работников» лиц, связанных с враждебным замыкающейся в себе России зарубежьем.

Я не буду сейчас обсуждать частности (например, вопрос о том, почему чиновникам позволено иметь за рубежом недвижимость, но не счета – кто-то может представить себе обслуживание даже маленькой квартиры в Юрмале без наличия счёта, с которого могут списываться расходы на коммунальные услуги?) – обращусь к более чувствительному вопросу, к двойному гражданству.

Основная риторика властей сосредоточена вокруг восприятия России как великой державы. Если веришь в такой статус страны, можно ли сомневаться в том, что её гражданство – самое ценное, что есть у человека? На мой взгляд, нельзя. Если считать Россию великой, по определению надо признавать, что её граждане не могут иметь более значимой для себя аффилиации. Я скажу больше: даже если они её имеют, следует «по определению» считать таковую менее важной, если не сказать – незначительной. Если воображение не позволяет вам всё это представить, вы живёте не в великой державе, а в банановой республике, которую каждый её гражданин готов продать за ржавую копейку.

Пункт 5 статьи 1 части 2 Конституции США говорит о том, что президентом Соединённых Штатов может быть гражданин США по рождению, достигший возраста 35 лет и проживший в стране не менее 14 лет. Нигде не сказано, что он не может иметь другого гражданства – отсутствие этого требования подтверждено решениями американских судов. На другой стороне Атлантики главой правительства в Великобритании сейчас является Борис Джонсон, родившийся в Нью-Йорке и имеющий американское гражданство (по его собственному признанию, он обновил свой паспорт США, выдаваемый на 10 лет, в 2012 г.). Во Франции президентом может быть избран любой человек с французским гражданством с 18-летнего возраста (тут, замечу, требуют, чтобы у него ещё был счёт во французском банке, но в праве иметь другие гражданства его [её] никто не ограничивает). В разных странах существует масса других пожеланий к президенту, иногда очень разумных (на Филиппинах, например, кандидат должен доказать, что умеет читать и писать) – но только в одной стране сегодня действует требование, которое Кремль хочет включить в новую версию Конституции. Эта страна – Азербайджан; видимо, этот передаваемый по наследству постсоветский нефтяной эмират и является образом «желаемого будущего» для российской элиты. Однако даже там подобных требований не предъявляют к депутатам или министрам.

Страх перед множественными лояльностями – старый страх советской номенклатуры, замкнутой в иррациональном мире, где в ходу были анкеты с пунктами о родственниках за границей и пребывании на оккупированных территориях. Те, кто пытается внести соответствующие требования в Основной Закон страны, не являются её патриотами, потому что они заведомо не верят в то, что эта страна может порождать к себе чувства и преданность более высокого уровня, чем другие страны, гражданином которых может быть государственный служащий. Не веря в Россию, они пытаются научить делать это других. Выглядит это смешно, если не сказать – нелепо…

Главная / Статьи / Мнение / Страх перед множественными лояльностями