Интерпол, как инструмент преследования политических оппонентов российскими властями

Доклад Натальи Кантович

ФОРУМ СВОБОДНОЙ РОССИИ

Вильнюс

7-8 Декабря 2018

Панель: Использование Кремлем Международных Правовых Институтов и Злоупотребление Нормами Международного Права (Интерпол, ЕСПЧ, др.)

Автор: Наталья Кантович (LLM in International Business and Tax Law, MA in International Peace and Security)

 

Интерпол, как инструмент преследования политических оппонентов российскими властями

 

Введение

Злоупотребление действующей российской властью (то есть, путинским режимом) нормами международного права и использование международных институтов в ненадлежащих целях, в частности, в целях преследования лиц, неугодных путинскому режиму, является неотъемлемой частью гибридной войны, которую российские власти ведут не только и, может быть не столько,против Запада, сколько против России.

После оккупации и аннексии Крыма и начала войны на Востоке Украины в 2014 году, ведение Россией гибридной войны против Запада стало широко обсуждаемой темой и было признано Западными политиками и экспертами угрозой международному миру и безопасности. При этом, большая часть экспертов сходится во мнении, что внешнеполитическая повестка России направлена решение задач, стоящих перед путинским режимом, внутри страны. Основной задачей режима является удержание захваченной власти и поддержание рейтинга Путина любыми способами.

Как отмечал Валерий Герасимов, Начальник Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ, один из основных российских «теоретиков» гибридной войны, в своей публикации в 2013 году, в современной войне “акцент используемых средств военного противостояния сместился в сторону широкого применения политических, юридических, экономических, информационных, гуманитарных и других невоенных средств, усиленных вовлечением возможностей протестного потенциала местного населения”.

Как следует из изложенного, с точки зрения российской военной теории, право является одним из средств ведения современной войны, инструментом для достижения поставленных задач, но не «совокупностью общеобязательных норм и правил поведения»4, требующих соблюдения.Такое «понимание» права является не просто частью военной теории в Путинской России. Путинский режим в целом использует право, как российское, так и международное, в качестве инструмента для достижения своих целей, манипулируя нормами права и нарушая их, обоснуя свои действия нарушениями норм права другими участниками отношений. В частности, нарушение Россией норм международного права оправдывается нарушениями таких норм другими государствами (их объединениями), прежде всего, США и НАТО (как правило упоминаются вторжение в Югославию, Ирак, Ливию и др.), нарушение норм российского законодательства при проведении так называемого аукциона по Юганскнефтегазу оправдывалось якобы незаконной приватизацией Юкоса. При таком отношении к праву государство просто неспособно выполнять одну из своих основных функций по охране норм права.

В военной теории «стратегия злоупотребления правом, неправомерного использования правовых институтов и механизмов вместо традиционных военных средств для достижения оперативных задач» получила название lawfare (боевые действия под прикрытием международного права) – термин, придуманный Charles Dunlap в 2001 году.

Российское государство находится в состоянии “lawfare” как в своих «Западных партнеров», так и в отношении российского народа. Как иначе можно объяснить действия режима, которые причиняют очевидный вред стране, начиная с актов военной агрессии внутри страны и за рубежом, безумных противонародных законов, заканчивая нескончаемыми нарушениями прав человека, гарантируемых Конституцией РФ, в частности, права на жизнь (многочисленные убийства независимых журналистов и оппозиционных политиков), достоинства личности (население страны удерживается в бедности и страхе – страхе внешней и внутренней агрессии, в том числе со стороны власти), свобода мысли и слова (тотальный контроль основных средств массовой информации, начиная с телевидения, попытки контроля доступа к Интернету), право мирных собраний и демонстраций, право участвовать в управлении государством, право на судебную защиту в соответствии с законом (фабрикация уголовных дел), презумпция невиновности и др. Незаконное преследование неугодных власти (будь то журналисты, политики, общественные деятели, бизнесмены) с ненадлежащим использованием налоговых, правоохранительных, судебных органов приобрело системный и повсеместный характер. В последнем случае люди оказываются перед выбором – либо оказаться в тюрьме, либо покинуть пределы России. В отношении тех, кто выбирает второй путь, если им это удается, незаконное уголовное преследование продолжается, в большинстве случаев, в том числе, путем злоупотребления членством в Интерполе.

Что такое Интерпол?

Интерпол – Международная Комиссия Уголовной Полиции или Международная организация Уголовной Полиции, в которой участвуют 194 страны.

Основной целью Интерпола является обеспечение и стимулирование максимально возможного широмасштабного сотрудничества всех органов криминальной полиции в области борьбы с общеуголовной преступностью даже в отсутствие дипломатических отношений между определенными странами-участницами. Что должно происходить в рамках законов, действующих в разных странах, и в духе «Всеобщей Декларации Прав Человека».

При осуществлении своей деятельности Интерпол должен сохранять нейтралитет, борясь исключительно с общеуголовной преступностью. Статьей 3 Устава Интерпола строго запрещено любое вмешательство или осуществление действий политического, военного, религиозного или расистского характера.

В истории Интрепола, начавшейся в 1889 году, есть ряд любопытных фактов, из которых хочется выделить один: «До 1938 года Интерпол буквально процветал. Однако с приходом к власти в Австрии нацистов все документы были перевезены в Берлин, а президентами этой организации с 1940 по 1945 годы были генералы СС. Попав в прямую зависимость от руководства III Рейха, Интерпол стал орудием борьбы с политическими противниками Германии, поэтому многие страны фактически прекратили в нём своё членство и с началом II Мировой войны деятельность Интерпола была парализована».

После окончания Второй Мировой войны штаб-квартира Интерпола была переведена во Францию, сначала в Париж, а в 1989 году – в Лион, где и находится в настоящее время.

В настоящее время, несмотря на многочисленные злоупотребления членством в Интерполе недемократическими государствами, использующими Интерпол для борьбы со своими политическими противниками, деятельность Интерпола не парализуется.

Интерпол обеспечивает сотрудничество и координацию органов полиции во всем мире с целью «сделать мир более безопасным». Благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению, Интерпол действует, как единый мировой центр по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной преступностью, сбору и обмену информацией, принимая практическое участие в предупреждении и подавлении преступлений.

Интерпол не может вести самостоятельные расследования, заниматься раскрытием преступлений и розыском преступников в разных странах мира, но он координирует практические операции полиции нескольких стран, согласовывая начало и сроки таких операций и объявляя в международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, но скрывшихся от следствия. Таким образом Интерпол способствует аресту и экстрадиции разыскиваемых лиц.

Способы манипулирования Интерполом.

Объявление лица в международный розыск для установления местанохождения разыскиваемого лица с целью его задержания, ареста, ограничения в перемещении для последующей экстрадиции может проводиться либо путем выпуска, так называемого, «красного уведомления», либо путем, так называемой диффузии.

По мнению общественной организации Fair Trial, именно существующая система объявления лиц в международный розыск является объектом манипулирования и злоупотребления такими странами, как Россия, Иран, Зимбабве, Венесуэлла, с целью преследования лиц, неугодных властям этих стран (политических беженцев — политических деятелей, активистов, журналистов и др.), что дорого обходится последним.

“Красное уведомление» Интерпола

Красное уведомление выпускается Генеральным Секретариатом Интерпола по требованию соответствующего Национального Центрального Бюро, входящего в структуру Интерпола, или международной организации, обладающей полномочиями осуществлять уголовные расследования и преследования, после проведения Генеральным Секретариатом проверки запроса НЦБ и подтверждающих документов на соответствие требованиям, установленным Правилами Интерпола по Обработке Данных. Помимо этого, опубликованные уведомления должны регулярно перепроверяться Генеральным Секретариатом на предмет их соответствия условиям публикации в течение всего периода публикации.

В условиях существенно выросшего за последние годы количества выпускаемых Интерполом уведомлений такие проверки и перепроверки затруднены в силу отсутствия у Генерального Секретариата ресурсов для проведения тщательной проверки запросов НЦБ, а также в связи с частым непониманием или незнанием реальной ситуации с преследованием по ненадлежащим мотивам в стране-нарушителе. Этим обстоятельством пользуются НЦБ недобросовестных стран-участниц Интерпола, таких как Россия, направляя запросы об объявлении в международный розыск политических оппонентов власти под видом обычного уголовного преследования по максимально серьезным уголовным статьям.

Красные уведомления подлежат опубликованию на сайте Интерпола, однако, не все из них становятся публичными. Сравнительно небольшое количество выпускаемых красных уведомлений позволяет достаточно быстро сделать известными случаи преследования по политическим или иным ненадлежащим мотивам.

В случае недостаточности данных, предоставленных НЦБ, для публикации уведомления, в частности, красного, или если запрос НЦБ не относится ко всем странам – участницам Интерпола, Генеральный Секретариат должен предложить НЦБ, при наличии возможности, воспользоваться процедурой диффузии.

Диффузия

Система диффузии состоит из стандартизированных запросов о взаимодействии (сотрудничестве) и оповещений, соответствующих определенным целям: от ареста, задержания или ограничения передвижения разыскиваемого лица до запросов о предоставлении информации. Направление запроса или оповещения, используя процедуру диффузии, является односторонним актом НЦБ либо международной организации, которые обязаны соблюдать условия их направления, являющиеся аналогичными условиям опубликования данных в системе Интерпола. НЦБ и международные организации, использующие систему диффузии, в частности, обязаны обеспечить качество и законность данных, обосновывающих запрос или оповещение, соответствие этих данных целям международного сотрудничества органов полиции, соответствие запроса духу «Всеобщей Декларации Прав Человека» и отсутствие политической или иной ненадлежащей мотивации запроса. При этом, данная процедура обязательна для применения в определенных случаях, в частности, если НЦБ, направляющему запрос или оповещение, необходимо ограничить их рассылку НЦБ определенных стран или определенными международными организациями, либо ограничить доступ к информации, содержащейся в запросе или оповещении.

Генеральный Секретариат создает инструменты и механизмы, доступные для НЦБ и международных организаций, обеспечивающие стандартизацию и автоматизацию использования процедуры диффузии. Однако, эффективных контрольных полномочий за действиями НЦБ при использовании процедуры диффузии Генеральному Секретариату не предоставлено. Исключением являются случаи опубликования Генеральным Секретариатом запроса о сотрудничестве или оповещения, изначально направленных по системе диффузии, минуя Генеральный Секретариат, в одной из баз данных Интерпола на основании соответствующего запроса НЦБ. В этом случае публикация может быть сделана Генеральным Секретариатом с соблюдением условий опубликования уведомлений.

Составители Правил Интерпола, вероятнее всего, исходили из обязанности добросовестного исполнения принятых на себя обязательств участниками международных отношений (прежде всего, государствами – членами ООН), что, в частности, резюмирует добросовестность в действиях государств-участников Интерпола.

Однако, недобросовестные государства-участники Интерпола безнаказанно злоупотребляют существующей системой объявления лиц в международный розыск в целях преследования политических оппонентов в противоречие Устава организации. Это делается, в частности, путем включения в уведомления или запросы о сотрудничестве данных о сфабрикованных уголовных делах, а также путем многократного, как централизованного (через Генеральный Секретариат), так и децентрализованного (по системе диффузии), направления требований о задержании, аресте, ограничения передвижения разыскиваемых лиц, с целью их последующей экстрадиции.

Одним из наиболее ярких и известных примеров многократного направления запросов по системе диффузии является дело Била Браудера, который в Мае 2018 года был задержан Испанской полицией в Мадриде по шестому запросу России о его аресте и выдаче. Другими жертвами злоупотреблений данной системой являются Ахмед Закаев, Владимир Ашурков, Петр Силаев, Анастасия Рыбаченко, Эрик-Нильс Кросс (Эстонский Политик), бывшие акционеры и сотрудники Компании Юкос, Павел Ивлев, Никита Кулаченков, Илья Пономарев. Зачастую это,просто, лотерея. “Российские власти делают сотню попыток, и порой это срабатывает,» как говорит Бил Браудер. «99 таких попыток могут оказаться неудачными, но сотая может сработать. Это делает их попытки обоснованными».

Наряду с основными пользователями Информационной Системы Интерпола, правоохранительными органами и органами безопасности, включая пограничные службы, государств-участников организации, данные системы Интерпола также доступны консульским службам, многим гостиницам и банкам. На сегодняшний день, обнаружение разыскиваемого лица осуществляется путем сличения его удостоверения личности и данных, находящихся в системе Интерпола. В связи с этим, лицам, получившим политическое убежище рекомендуется изменить его имя в документе, удостоверяющем его личность, выданным страной, предоставившей политическое убежище. Попадая в Информационную Систему Интерпола, уведомления и запросы недобросовестных государств-участников организации вынуждают Интерпол и его информационную систему «работать в нарушение принципов и правил организации, а исключить их из системы занимает довольно много времени и усилий».

Обжалование внесения в базу данных Интерпола.

Контроль за внесением, обработкой и использованием Интерполом данных, их соответствием требованиям внесения в систему Интерпола, а также доступом к ним осуществляется специально созданной для этих целей независимой Комиссией, действующей в соотвествии с Уставом Интерпола и Правилами по Контролю за Информацией и Доступом к Файлам Интерпола (далее — «Правила по контролю за файлами», «Комиссия по контролю за файлами»).Комиссия состоит из пяти экспертов по различным направлениям и обязана встречаться не менее трех раз в год. Роль Секретариата Комиссии выполняет Генеральный Секретариат Интерпола.

Согласно указанным Правилам по контролю за файлами, каждый человек имеет право доступа к относящейся к нему персональной информации, внесенной в файлы Интерпола, может свободно и бесплатно реализовывать это право, а также обжаловать внесение таких данных в систему Интерпола.

Существует несколько способов обжалования внесения персональных данных в систему Интерпола, внесудебные и судебные. Не рассматривая последние, остановимся на внесудебном способе, который представляется наиболее оптимальным и рекомендуемым, а именно: обращение в Комиссию по контролю за файлами.

Если сведения о публикации персональных данных отсутствуют, следует обратиться с требованием о проверке наличия персональных данных в системе Инетрпола, предоставлении к ним доступа и их исправлении или исключении в случае их наличия в системе. При получении такого запроса Комиссия по контролю за файлами обязана проверить не только наличие персональной информации о заявителе (поручителе заявителя) в базах данных Интерпола, но и соответствие этих персональных данных условиям внесения информации в систему Интерпола. В случае, если персональные данные опубликованы, можно обратиться с требованием о внесении в них изменений или об их исключении в связи с нарушением условий их включения в систему Интерпола. В соответствующем заявлении можно также обратиться с требованием о приостановлении розыска на время рассмотрения заявления, хотя, как правило, это делается автоматически.

При получении запроса Комиссия по контролю за файлами обязана признать его получение и рассмотреть при ближайшей возможности. Обязанности по рассмотрению запроса и направлению заявителю ответа у Комиссии не возникает только в случае очевидной необоснованности запроса, например, в случае повторяемости или систематичности соответствующего запроса. В процессе рассмотрения заявления Комиссия по контролю за файлами может запросить предоставления дополнительной информации, которая должна быть предоставлена заявителем в срок, установленный Комиссией, а также от Интерпола или иных организаций. За рассмотрение запросов Комиссией никакой платы не установлено (то есть, единственным расходом заявителя может являться оплата почтового отправления и оплата юридических услуг и услуг переводчика в случае использования последних при подготовке заявления).

При получении достаточной информации, Комиссия по контролю за файлами принимает решение, которое направляет в Интерпол для принятия соответствующих мер по приведению данных в соответствие с правилами Инетерпола или их исключении. Также Комиссия направляет ответ письменный ответ заявителю с уведомлением о принятом по запросу решении и мерах, предпринятых Инетерполом в отношении запроса по устранению нарушений правил Инетерпола.43 Срок рассмотрения Комиссией заявлений по существу Правилами не установлен, но, как правило, составляет около девяти месяцев. Однако, в последнее время данный срок увеличился.

Заявитель может обратиться с требованием о пересмотре решения Комиссии по контролю за файлами Интерпола. Такое заявление, помимо соответствия требованиям приемлемости запросов, направляемых в Комисси, должно также содержать сведения о вновь открывшихся обстоятельствах, которые могли бы привести Комиссию к иному решению, будь они известны в момент принятия решения. Заявление о пересмотре решения Комиссии по вновь открывшимся обстоятельствам должно быть направлено не позднее шести месяцев со дня их обнаружения.

Однако, решение Комиссии об исключении лица из базы данных Интерпола не гарантирует исключение данного лица из национальной базы данных Интерпола недобросовестными участниками организации, а также рассылку последними персональных данных лица с использованием процедуры диффузии. При этом, Интерпол не обладает возможностями обеспечения исполнения своих решений.

«Международный розыск – это серьёзное ограничение свободы человека, которое может привести к тяжелейшим последствиям для него и его семьи. Россия и многие другие страны злоупотребляют своим членством в Интерполе и объявляют политических оппонентов в международный розыск вопреки Конституции и Правил. С этим можно эффективно бороться, но даже после удовлетворения ходатайства об исключении из базы данных Интерпола следует проявлять известную осмотрительность при трансграничных перемещениях.»

Рекомендации

Увеличившееся в последние годы количество злоупотреблений системой Интерпола недобросовестными государствами-участниками организации повлекло увеличение политического давления на нее, в связи с чем Интерпол вынужден был начать в 2017 году реформирование Организации, включающее в себя меры по предоставлению большей независимости Комиссии по контролю за файлами, усиление ее ресурсов и качества экспертизы, по увеличению прозрачности и уважения принципа равенства сторон, а также по принятию обоснованных и публичных решений по отдельным делам.

Однако, этих мер не будет достаточно для предотвращения или прекращения злоупотреблений системой Интерпола недобросовестными государствами-участниками организации.

Более действенными мерами представляются такие меры воздействия или взыскания за нарушения условий размещения и использования данных в системе Интерпола, предусмотренные Правилами Интерпола по обработке данных, как приостановление или прекращение доступа к базам данных органов государств-нарушителей, включая Национальные Центральные Бюро Интерпола, что не позволило бы не только пользоваться уже размещенной в системе информацией, но и вносить новые данные в систему Инетрпола. Для применения данных мер необходима политическая воля западных государств-участников Организации, на которых приходится 74% годового бюджета Интерпола51.

Представляется необходимым внесение изменений в Устав Интерпола, предусматривающих санкции за нарушение правил размещения и использования данных в системе Интерпола, вплоть до исключения из организации, и механизмы их приведения их в исполнение. В настоящее время Устав организации не содержит таких санкций.

Также представляется необходимым сделать систему диффузии и процесс рассылки данных с ее использованием более прозрачной и подконтрольным Генеральному Секретариату, внеся соответствующие изменения в Правила Интерпола по Обработке Данных.

Доклад в формате PDF

Автор доклада: Наталья Кантович

Видео
Главная / Документы / Интерпол, как инструмент преследования политических оппонентов российскими властями