Картинки после выставки

Игорь Чубайс: Верещагин навеял...

Общий план. Тема «самые знаменитые коллекции мирового и национального искусства – от Эрмитажа до Русского музея, а также их создатели – от Екатерины до Николая II» – неисчерпаема. Поэтому сразу перейду в советское время, в эпоху культуроуничтожителей.

«Расстрелять интеллигентов», «театры – в гроб», «мы перережем всех» – прямые цитаты увековеченного в мавзолее идеолога «философского парохода»… Про то, как Сталин тайно распродавал на запад коллекцию Эрмитажа…, про «бульдозерную выставку»…, о том, как спасший шедевры непризнанных русских художников советского времени греческий дипломат Георгий Костаки безуспешно пытался подарить их России в славные ельцинские времена – об этом мы что-то слышали.

О чем не слышали – о том, чтобы нынешние руководители страны посетили художественную выставку, о том, что они читают, если они вообще читают русскую литературу… (Политдружба Путина с Михалковым не в счет).

Добавлю, что культурный обмен с внешним миром у нас давно приостановлен (с США – из-за решения суда по библиотеке Шнеерсона, с Англией – из-за отравления Литвиненко и т.д.) Контакты с русским искусством также осложнены. Часть кремлевских сокровищ скрыта от граждан и им недоступна… Павел Третьяков подарил свою коллекцию русскому государству с условием – посещение будет свободным. Сегодня сходить с семьей в Третьяковку – значит потратить десятую часть пенсии. «Искусство принадлежит народу», правда, не всему…

И вот, вслед за выставкой работ Валентина Серова, прошла выставка Павла Верещагина… Мысли после экспозиции?

О войне. Убийство, смерть человека – темы многих работ мастера («какая глыба», слышу я перешептывание соседней пары). Что удивило, в чем несовместимость с нынешним временем? Помните мемориал в Бородино? Да, русские и французские могилы там рядом. Вспоминаете кинохронику военных времен – русские матери протягивают корку хлеба пленным немцам, может, и их сыновей кто-то там пожалеет? У Верещагина война – ужасна, боль и смерть – это боль и смерть человека, неважно – какой он веры и подданства…

Но советско-постсоветская картина реальности совершенно иная. Мертвый фашист, т.е. уже не фашист, а труп – не может быть у нас похоронен по-человечески. А если речь идет о своих, о власовцах – лучше и не начинать! Ставить под вопрос: продолжающееся по сей день победобесие, пропаганду войны, «можем повторить» (каждую неделю по ТВ – «годовщина освобождения», «юбилей прорыва»), культ силы и военных парадов – просто невозможно. Мир идет вперед, а наше время – остановилось или движется вспять! Если размышлять трезво, после всех потерь ХХ века, которые государство до сих пор не может официально назвать и признать, мы обязаны конституционно запретить любую войну, включая гражданскую, и ее пропаганду!

Но, если начать анализировать наследие Верещагина с ныне официальных позиций, придется разрывать и с ним, и с корнями! Придется запретить и посадить не только режиссеров Гоголь-центра, но и книги самого Гоголя, Салтыкова-Щедрина, да и Пушкина с Лермонтовым, как явных экстремистов! «Мертвые души» в немытой России – это же наверняка иностранные агенты!

Об Азии. Когда Горбачев прижал, а Ельцин добил цензуру, голосистые номенклатурные бонзы шипели – ну вот, все вам позволили – и где новый Достоевский, новый Чехов? Действительно, после семи десятилетий гонок идеологического катка по головам, которые выше средних, после уходя Солженицына, Сахарова, Высоцкого мы тянемся, но, увы, не можем подняться на уровень Серебряного века.

Верещагин рассказывал о современном ему Востоке, об удивительной архитектуре, мозаике, резьбе, ковроткачестве, декорировании оружия и одежды… Как же страшно прокатилось там красное колесо, уничтожившее традиционную культуру и не создавшее ничего нового и подлинного?! Есть ли там вообще – кому тянуться? Это наша, а точнее – большевицкая, все еще не осознанная и не признанная беда и ответственность перед Азией! А вы говорите «гастарбайтеры»…

Про причины. Наследуя советчину, мы, продолжаем жить несвободно, процесс духовной деградации и одурачивания не остановлен! Главными героями России ХХ века, согласно социологии, были и остались Ленин и Сталин. Да, они боролись против эксплуатации и частной собственности, за социальную справедливость и коммунизм, скажут многие. Но сегодня у нас частная собственность и эксплуатация, самый высокий уровень социальной несправедливости и капитализм! Почему же опять Ленин и Сталин? Да потому, что все это – идеологическое прикрытие и миф. Никакой социализм здесь никто никогда не строил. Здесь 100 лет сохраняется система, выполняющая единственно главную задачу – обеспечение пожизненной власти первого лица. Если для этого нужно взрывать храмы – значит их будут взрывать, если надо строить – их будут строить. Именно такой режим оправдывает ленино-сталинщина. И наплевать, что сохраняемый «порядок» причинил ущерб России сопоставимый лишь с Ордынским игом.

Систему надо менять… Верещагин навеял…

Главная / Статьи / Мнение / Картинки после выставки