Как обуздать чудовище

Не будет преувеличением сказать, что пропагандистская машина — не менее важная опора диктатуры Путина, чем спецслужбы. Но почему она должна оплачиваться западными деньгами?
Мы считаем, что пора призвать западные корпорации к социальной ответственности. Они должны добровольно забрать рекламу с федеральных каналов.

Мы едем на Вильнюсский форум чтобы представить собравшимся конкретный проект противодействия российской пропаганде, который выкристаллизовался у нас в последние месяцы, когда нам пришлось заняться этой темой в связи с иском к кремлевским телеканалам, который Александр подал в США.

В ходе обсуждения этого иска с журналистами, политологами и законодателями в Вашингтоне возникли две идеи, которые мы и выносим на суд общественности.

Первая из них касается санкций против федеральных каналов.

Каждый раз, когда в Америке заходит вопрос о законодательном закреплении санкций против пропагандистских СМИ, возникают возражения, связанные с Первой поправкой к Конституции США: «Конгресс не может принимать законы, ограничивающие свободу слова».

Мы проработали этот вопрос с юристами и выяснилось, что в гражданском кодексе США прописана ситуация, когда публикации СМИ не защищены Первой поправкой, а именно в случаях преднамеренной клеветы. Если гражданский кодекс допускает такое исключение, то почему тот же самый принцип не может использоваться в международных делах? Иными словами, если какое-то иностранное СМИ занимается злостной и преднамеренной дезинформацией, то эта деятельность не должна быть защищена принципом свободы слова.

В сенатском Комитете по иностранным делам этой идеей заинтересовались и обещали вернуться к ней в январе.
Мы, между тем, запустили петицию (см ниже) сенаторам — авторам законопроекта о санкциях с просьбой включить пропагандистские СМИ в число структур, подлежащих секторальным санкциям. На сегодняшний день петицию подписало 1290 человек. Мы хотели бы, чтобы Вильнюский форум поддержал эту инициативу, чтобы в январе мы могли сказать сенаторам, что идея нашла широкую общественную поддржку.

Вторая часть наших предложений касается источников финансирования кремлевских СМИ.

Оказывается, львиная доля бюджета федеральных телеканалов покрывается за счет продажи рекламы западным корпорациям. Десять ведущих западных рекламодателей, таких как Procter&Gamble, Pepsico, Nestle, Johnson&Johnson и пр., ежегодно вливают в российское ТВ около полумиллиарда долларов. Именно на эти деньги существуют соловьевы, киселевы, карауловы и прочая телевизионная братия. Именно на них десякам миллионов людей ежедневно вдалбливают, что США и Европа враги России. Не будет преувеличением сказать, что пропагандистская машина — не менее важная опора диктатуры Путина, чем спецслужбы. Но почему она должна оплачиваться западными деньгами?
Мы считаем, что пора призвать западные корпорации к социальной ответственности. Они должны добровольно забрать рекламу с федеральных каналов.

Как мы видели, руководителю Фейсбука Марку Цукербергу пришлось недавно обьясняться перед Конгрессом, признать свои ошибки и ограничить деятельность российских троллей и ботов. Мы думаем, что если поднять вопрос о размещении рекламы в органах российской пропаганды, то реакция законодателей и общества будет не менее резкой, чем в отношении социальных сетей.

Поэтому мы вносим на рассмотрение Форума предложение обратиться к руководителям главных западных спонсоров российских федеральных каналов прекратить финансировать самую мощную антизападную кампанию со времен советского агитпропа.

Марина Литвиненко и Александр Гольдфарб